Кристофер Уокер, директор по исследованиям Freedom House, и Роберт Орттунг, заместитель директора Института европейских, российских и евразийских исследований Школы международных отношений Эллиотта при Университете Дж.Вашингтона опубликовали в The Wall Street Journal на тему перехода от тоталитаризма к демократии. В качестве примера они взяли страны экс-СССР.

"Теперь (для Туниса и Египта) начинается самое трудное, переход от реформаторских устремлений к существенным изменениям государственных институтов будет сложным и длительным", — прогнозируют авторы.

"Мы знаем это из опыта авторитарных республик бывшего Советского Союза и прочих государств. С тех пор как СССР рухнул почти 20 лет назад, независимые государства, созданные на его месте, демонстрировали в основном неутешительную картину с точки зрения реформ. За исключением особого случая балтийских государств, которые ныне являются членами ЕС и НАТО, ни одна из постсоветских республик не создала стабильной демократической системы", — продолжают авторы.

"Однако частичный прогресс в Грузии, Украине и Киргизии не стоит преуменьшать", — говорится в статье. Авторы предостерегают: "медленная и несовершенная природа реформ в этих странах не должна ошибочно приниматься за их провал".

Уокер и Орттунг пишут: "революции на Ближнем Востоке и в Северной Африке напоминают нам, что авторитаризм — тупик. Процесс, начатый во время "цветных революций" на постсоветском пространстве в прошлое десятилетие, ни в коем случае не закончен".

"Мир сейчас сосредотачивается на Египте, Тунисе, Ливии, других странах "большого Ближнего Востока", но вырисовывающаяся авторитарная проблема в странах бывшего СССР, кроме Балтики, остается", подчеркивают авторы.

"США и Евросоюзу будет нелегко поддерживать зарождающиеся реформаторские движения в арабском мире, продолжая помогать демократическим начинаниям на другой стадии развития в бывшем Советском Союзе. Именно потому, что возможности крупных реформ в репрессивном окружении так редки, сохранение курса в Грузии, Украине и Киргизии — борющихся, частичных демократиях, но уже переживших переворот, — должно оставаться приоритетом", говорится в The Wall Street Journal.

Тема последствия революций в арабских странах поднимается и в немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung. "Тунис, Египет, Ливия — революции в арабских государствах развивались не по единому сценарию. И эти различия должны быть учтены американцами и европейцами, вырабатывающими новую политику в отношении арабского мира", уверен автор Нонненмахер.

"Тунис, благодаря наличию проживающего в городах образованного среднего класса имеет самые высокие шансы к становлению демократии по западному образцу: изгнание проворовавшегося клана Бен Али создало предпосылки к обретению политических свобод, к социальному росту и экономической динамике", — полагает автор.

По его мнению, в Египте, хотя клан Мубарака отстранен от политического руководства, власть — как политическая, так, по сути, и экономическая — остается в руках военных: "в самой густонаселенной стране арабского мира за политической может последовать социальная революция — тогда и станет понятно, готовы ли правящие генералы к кардинальным реформам закостенелой системы".

"В Ливии революция против режима Каддафи обернулась гражданской войной. И даже если Каддафи, которого поддерживает лишь малая часть племен, проиграет эту борьбу за власть, дорога к демократическим реалиям будет очень долгой и непростой", — говорится в статье.

По мнению автора Frankfurter Allgemeine Zeitung, надежд на улучшение нет и в Йемене: власть в стране нынешнему режиму удалось захватить при помощи натравливания друг на друга представителей разных племен.

Поделиться
Комментарии