Продолжаем ретрорубрику о не самых известных советских кинофильмах и сегодня у нас история 1974 года ”Ищу мою судьбу”. По названию можно предположить некую социальную драму о потерях жизненных ориентиров, но кино оказалось несколько глубже того посыла, что в него вкладывали идеологические бойцы с ”Мосфильма”.

Потому, что рассказывает оно о не слишком обсуждаемой в те годы теме: верующие в СССР и взаимоотношения советской власти и церкви.

Сюжет. В среднем городе СССР (фильм снимался в Калуге) живет-поживает старушка-мать с тремя дочками (название романа/литературной основы ”Вера, Надежда, Любовь”). Первая дочь ушла в монастырь, забеременела и отравилась. Вторая — Галина Польских — стала депутатом горсовета и со своей темной семейкой порвала.

Младшая (самая первая роль ”Зимней вишни” Елены Сафоновой) испытывает традиционные юношеские проблемы и учится в техникуме.

И вот в это провинциальное и обыденное безумие врывается новый, переведенный из Кировской области священник отец Александр (Эдуард Марцевич).

Дальнейшее развитие сюжета банально, предсказуемо и совершенно не интересно. Режиссер — женщина, поэтому она еще попыталась увести линию в сторону личных отношений. А самый смак кино между тем именно в показе фрагментов жизни общества, которого в СССР во-первых нет, а во-вторых становится все меньше.

Надо сказать, что годов примерно до шестидесятых власть попов страшно не любила, с комсомольским задором наскакивала и, помимо идеологических словесных баталий, просто и примитивно их сажала и расстреливала

В конце шестидесятых наверху с удивлением обнаружили, что несмотря на всю мощь пропаганды, отлично образованные высшие иерархи все равно пользуются большим почтением. Смотрит средний гражданин телевизор, а там, например, товарищ Подгорный с образованием ЦПШ+ВПШ. Укоряет, значит, советская власть религиозных служащих в дармоедстве и сама при этом содержит неисчислимые полчища освобожденных парторгов и комсоргов на всех уровнях.

В обсуждаемом кинополотне религиозным заблуждениям противостоит представитель калужской интеллектуальной элиты, преподаватель истории из техникума (а не идеологический работник партии или комсомола, что показательно). Георгий Жженов озвучивает текст самого между прочим Виктора Гараджи: одного из главных тогдашних философов, доктора МГУ.

Так вот, с определенного времени, обанкротившаяся советская идеология начала перед церковью откровенно заискиваться и данное кино хорошо иллюстрирует сей факт.

Все чаще появляется на экране (в СМИ, на ТВ) герой в образе комсомольца-дурачка, левака-комиссара, который с задором времен образования колхозов пытается вести диспуты на религиозные темы. Он нелеп, смешон, несозвучен времени.

В еще большем количестве стали возникать в кино и сами деятели церкви.

Из широко известного можно вспомнить тончайшую иронию пастора (Донатаса Баниониса) в рязановском ”Берегись автомобиля!”. Буквально несколькими фразами солдат идеологической армии Ватикана сумел заставить задуматься не одно поколение зрителей в СССР.

Или милейший (и очень позитивный) эпизод с семинаристом-Куравлевым в ”Семи невестах ефрейтора Збруева”? И там, между прочим, очень ясно проговаривается мысль, что в советской стране уже создана параллельная система власти и управления.

Тесть мне рассказывал, как в радиоэлектронный харьковский ВУЗ в 1980 году пришло две заявки из Патриархии на молодых инженеров для обслуживания их собственных негосударственных(!) систем связи.

Вот и в данном кино священнослужитель в финале приезжает уже на черной ”Волге” ГАЗ-24 (это в 1974-то году!), поскольку ”…батюшке Александру камилавку пожаловали, сделали представление Патриарху и крест золотой выдадут”. А депутат горсовета так и остается депутатом горсовета (безо всякой ”Волги”).

Через десять лет, в ”Блондинке за углом” (1984 год), впервые показана и озабоченность на самом верху модой на православие. На Крестном ходе околачиваются все торговые, общественные и интеллектуальные ”сливки” столичного общества уже почти построенного коммунизма.

Черные патриаршии ЗиЛы-членовозы я сам видел между прочим в 1986 году в парке ”Коломенское”, во времена глубокого ”совка”.

В структуре КГБ СССР исторически (со времен ОГПУ) был отдел, занимающийся ”церковниками” и его работники наверняка могли бы много рассказать о взаимопроникновении идеологического, репрессивного и религиозного аппарата в те времена. Только подозреваю, что сейчас (при Патриархе, который служение начал сразу с командировки в Швейцарию) им крепко заткнули рты.

Жителям Калуги, вероятно, будет интересно и увидеть свой город в семидесятые. Есть эпизоды, снятые на рынке, в центральном городском парке и в аэропорту(!).

Такое вот глубокомысленное кино. А ведь сразу и не скажешь.

Подписаться на блог можно здесь.

Если вы ведете свой блог (или влог) на любую тему в одной из соцсетей и вы хотите больше просмотров и подписчиков – просто заполните ЭТУ ФОРМУ (в ней вы можете дать ссылку на имеющийся блог и кратко описать его). Если у вас еще нет блога, но есть желание его открыть, то тем более welcome.

Поделиться
Комментарии