Хотя Европейский суд по правам человека давно уже признал вменяемое Навальному дело Ив Роше ”политически мотивированным”, в России не просто сохранили, но даже ужесточили прежний приговор. Видимо, это одно из следствий прошлогодних конституционных поправок, которые поставили российские законы выше международного права.

Алексей и сам предсказал такой исход еще в прошлогоднем декабрьском твите: ”Я ж сразу сказал: они попытаются посадить меня за то, что я не умер, а потом искал своих убийц. За то, что доказал: за всем стоит лично Путин. Он вор, готовый убивать тех, кто отказывается молчать о его воровстве”.

Но вот это фатальное предчувствие как раз и вызывает вопросы! Навальный, как расследователь, прекрасно владеющий информационными технологиями, мог бы в ближайшие месяцы, оставаясь на свободе в Европе, выпустить десятки не менее скандальных фильмов, чем про дворец Путина. Например, его другу и коллеге, расследователю Bellingcat Христо Грозеву было совсем не обязательно приезжать в Россию, чтобы раскрыть существование ”химической бригады” ФСБ. Информационные сети давно уже глобальны.

А фильмы Навального в интернете, набирающие десятки миллионов просмотров, безусловно сильно меняли сознание россиян. Но теперь он сможет общаться со своими сторонниками только через адвокатов, если их к нему регулярно будут допускать, что в российских тюрьмах далеко не всегда соблюдается.

Да, он объяснял свое возвращение в Россию патриотическими соображениями, и некоторые публицисты писали, что российский политик не может существовать в эмиграции. Однако эти возвышенные рассуждения выглядят совершенно не рационально. Дело в том, что никакой политики — как свободной избираемости власти — сегодня в России попросту нет. Сегодня такие деятели, как Навальный, напоминают скорее диссидентов советских времен, рискуя в любой момент попасть под государственные репрессии.

Думаю, что сторонники Навального вполне бы его поняли, если бы он продолжал свою информационную и расследовательскую работу из Европы. И продвигал бы оппозиционных кандидатов на выборы в Госдуму, которые состоятся в сентябре 2021 года. Как показывает опыт многих стран, массовые общественные протесты часто совпадают именно с выборными циклами. И если бы Навальному своей деятельностью удалось способствовать провалу известной ”партии жуликов и воров” на этих выборах, политическая ситуация в России могла бы переломиться. И на этой волне ему можно было бы триумфально возвращаться.

Власть, разумеется, опасается такого исхода событий — и поэтому прибегает к резкому ужесточению полицейского насилия, по примеру Беларуси. Однако здесь Европа может продемонстрировать свою солидарность с протестующими, введя режим гораздо более жестких санкций, чем те, которые существуют сегодня. Причем санкций именно адресных, направленных против силовиков и околокремлевских олигархов, чтобы пропаганда не изображала их санкциями ”против России” как таковой.

Но в любом случае, применяя массовое насилие по отношению к гражданам, режим сам неуклонно ведет к тому, что результаты ”системных” партий на предстоящих выборах окажутся гораздо ниже, чем в предыдущие годы. Причем это происходит не только в ”столицах”, но в десятках городов, где федеральные и региональные протесты сближаются и взаимодополняются. И если бы Алексей Навальный предпочел остаться на свободе, а не сдаваться охранникам этого режима, ему бы наверняка удалось гораздо эффективнее координировать эти протесты.

Поделиться
Комментарии