В Эстонии этот день благодаря предварительному и электронному голосованиям растянут на десятидневный период, который начался сегодня. Лишь раз в четыре года избиратели могут законно свергнуть правительство или дать ему возможность продолжить свою работу, привести к власти новые партии и оставить другие политические силы в оппозиции. Если бы это было не так, то партии не тратили бы столько денег на предвыборную пропаганду, не вывешивали бы уйму плакатов, кандидаты не ходили бы неделями по квартирам и не мерзли бы в палатках, чтобы установить контакт с избирателями, суя ему флайеры, ручки, шоколадки или даже презервативы.


Ленинцы среди нас?

Критикуя буржуазный парламентаризм, Ленин указывал на то, что даже в самых демократических республиках выборы означают не более, чем право народа решать, какой из членов господствующего класса будет его подавлять или раздавлять в последующие годы.

Увы, но как показала история, обещанная Лениным ”пролетарская демократия” вообще забрала у народа хоть какое-то реальное право выбора и устроила постановочнoe голосования одним кандидатом, который был представлен руководством единственной партии. Поэтому придется по-прежнему согласиться с Черчиллем: ”Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных”.

Я вспомнил Ленина только потому, что и перед нашими выборами каждый раз появляется какая-нибудь новая политическая сила, которая весьма по-ленински заявляет, что все нынешнее политики — жулики, не заботятся о народе, и что их необходимо прогнать с Тоомпеа и заменить новыми деятелями, которые честны и которые сделают всех счастливыми.

Так говорили Res Publica, зеленые, Свободная партия, EKRE и в этот раз вместе с ними — Эстония 200. Увы, всегда выяснялось, что новые деятели — такие же люди, среди которых встречаются и жулики, и никакого нового счастья их избрание никому не приносило. На основе этого грустного факта часто делают неверный вывод, будто бы все партии одинаковые, а значит, нет смысла идти на выборы.

Хуже уже не будет или еще наплачемся?

Небезызвестный Дмитрий Кленский призывает русскоязычных избирателей бойкотировать в этот раз выборы и проголосовать против всех, так как ”Хуже нам уже не будет. ‹…› Если же Ваша жизнь устроена и Вас не волнует судьба других ”инородцев”, не считайте себя русскими. И не плачьтесь потом”. Кленский объясняет свою позицию тем, что, по его мнению, ”Все участвующие в них (прим.: в выборах) партии заражены русофобским национализмом, все признают Россию угрозой и врагом Эстонии. Кто меньше, кто больше. Но, именно все!”.

Считать позицию и политику, например, Евгения Осиновского и Марта Хельме или Яны Тоом и Марта Нуття одинаковыми — это либо просто политическая неграмотность, либо у Кленского психическое отчаяние… Но важнее то, что Кленский сам себе противоречит. С одной стороны он пишет, что ”хуже уже не будет”, а с другой — в том же абзаце угрожает — ”не плачьтесь потом”.

Особенность этих выборов в том и заключается, что если их бойкотировать, то потом действительно можно ”наплакаться”, как это случилось с британскими более молодыми и более образованными избирателями, которые не пошли на референдум по брекзиту, так как ”все и так ясно”. И потом, утром проснувшись, они испугались, что вышли из Европейского союза.

Меня всегда удивляло, что активность русскоязычных избирателей ниже, чем у эстонских… Как еще объяснить тот факт, что явка в Ида-Вирумаа самая низкая среди уездов?

В 2015 году явка по стране составляла 64,2%, в Ида-Вирумаа — 55%, а в Нарве и вовсе 50,7%.

И в таллиннском Ласнамяэ явка ниже, чем в других частях города. Хотя в то же время именно русскоязычные избиратели, проголосовав на парламентских выборах, больше выиграют, чем потеряют. Об этом свидетельствует как явная перемена в отношении к Ида-Вирумаа, так и реальные шаги в вопросах гражданства и интеграции, которые случились в 2016-2018 годах, когда у власти оказались соцдемы, а затем к ним присоединились и центристы (имея в парламенте только 42 голоса из 101).

Граждан Эстонии от серопаспортников отличает в первую очередь наличие права голоса на парламентских выборах. Так почему же это право, за которое так активно борются, активно не используют?

От бойкота выиграют те, против кого он направлен

Избиратель сделает правильный выбор, если проголосует за ту партию, которая, по его мнению, будет защищать его интересы, и выберет того кандидата от этой партии, которому он доверяет исходя из его прежней работы именно в политике ( a не в СМИ, спорте или бизнесе).

Глупее всего было бы оставить эту власть, которая оказывается в наших руках раз в четыре года, неиспользованной. История показала, что от всевозможных бойкотов и санкций выигрывают больше всего именно те, против кого они направлены.

A более всего стоит бояться равнодушных!

Поделиться
Комментарии