Однако большинству трамповских назначенцев предстоят тяжелые слушания в сенате. Мало кто из министров-капиталистов раньше работал в госсекторе, и они навряд ли представляют, на какие хлопоты и расходы обрекают себя, согласившись сделаться чиновниками, пишет Русская служба Би-би-си.

Вот один пример. В начале своего срока Барак Обама бросил американскому автопрому многомиллиардный спасательный круг. Операцией этой - породивший позже агитационный лозунг Обамы "General Motors жива, а Усама бин Ладен мертв!" - руководил инвестиционный банкир Стивен Раттнер.

Зарплаты Раттнер не получал и занимался спасением автопрома меньше года, но за это время потратил 400 тысяч долларов на юристов, которые помогали ему проходить муторную процедуру утверждения в сенате и готовить горы финансовых отчетов, требуемых от кандидатов на высокие госдолжности.

Еще один пример - та "полоса препятствий", которую пришлось преодолеть миллиардерше Пенни Прицкер, получившей в наследство сеть дорогих отелей Hyatt и ранее не сталкивавшейся с проверками в госсекторе. Когда Обама назначил ее министром торговли (по большей части внешней, поскольку внутренняя в США пока обходится без своего министерства), она, как и другие президентские назначенцы, должна была для начала заполнить так называемую Форму-278 (публичная декларация финансовой отчетности), перечислив все свои авуары и рассказав историю их приобретения.

В случае Прицкер декларация заняла 184 страницы. Кроме того, она должна была подписать обязательство продать свою долю в более чем 200 компаниях.

Избавиться от своих авуаров и занимаемых должностей обязаны все назначенцы Трампа. Этого требует федеральный уголовный закон, направленный на предотвращение конфликта интересов, за его соблюдением следит "Офис правительственной этики".

Закон запрещает чиновникам участвовать в государственных делах, затрагивающих финансовые интересы не только их самих, но и их супругов, несовершеннолетних детей, партнеров или лиц, с которыми они ведут переговоры о своем трудоустройстве в будущем.

Главе ExxonMobil Рексу Тиллерсону, назначенному Трампом на пост госсекретаря, придется продать акции своей корпорации, которые составляют важную часть его пенсионного плана.

Американские демократы в последнее время активно раскручивают версию о том, что неожиданная победа Трампа на выборах могла быть результатом помощи российских хакеров, и Тиллерсона, которого называют "другом Путина", в сенате будут допрашивать с пристрастием.

С другой стороны, до настоящего дня сенаторы не отклонили ни одного кандидата в госсекретари за всю историю США.

Почти два столетия сенат рассматривал кандидатуры министров чисто формально, но в последние годы эта процедура заметно ужесточилась. Некоторые комитеты даже требуют, чтобы назначенцы представили свои налоговые декларации за последние три года.

В январе сенаторы-демократы будут настаивать, чтобы налоговую отчетность начали требовать все комитеты верхней палаты конгресса. New York Times толкует это как маневр, направленный на то, чтобы пристыдить Трампа, который упорно утаивает свои декларации.

Мультимиллионер Стивен Менучин (так, по крайней мере, произносит фамилию Mnuchin секретарша в его конторе Goldman Sach's), которого Трамп назначил министром финансов, должен будет заполнить многостраничный вопросник, выданный ему в финансовом комитете сената.

В частности, ему необходимо указать все свои места работы после окончания вуза, рассказать обо всех деловых связях, своей политической деятельности и политических пожертвованиях, упомянуть все возможные проблемы юридического или этического характера, а также предоставить подробные сведения о финансовом положении - как своем собственном, так и жены и иждивенцев.

Он обязан засвидетельствовать, сполна ли он и его родные заплатили федеральные и местные налоги. В свое время кандидатура бывшего сенатора Тома Дэшла, которого Обама пытался назначить министром здравоохранения, разбилась о то, что кандидат недоплатил 140 тысяч долларов налогов.

Менучину требуется перечислить свои потенциально проблемные "инвестиции, обязательства, долговые или иные отношения" и любые деловые связи и лоббистскую деятельность за последние 10 лет. Он также должен объяснить, как можно урегулировать упомянутые им проблемные вопросы.

Ответы каждого назначенца должны быть заверены нотариально, что потенциально дает право позже обвинить его в клятвопреступлении.

Исполнительная власть тоже не дремлет. ФБР, например, расследует подноготную каждого кандидата на пост в администрации за последние 15 лет. Так иногда выясняется, например, что кто-то не платил налоги на няню своего ребенка.

Именно на этом обожглась в свое время кандидатура манхэттенской федеральной судьи Кимбы Вуд, которой в 1990-х годах часто доставались дела русской мафии и которую Билл Клинтон назначил было министром юстиции.

Хотя на избранного президента и вице-президента требование предъявить декларации не распространяется, последние четыре десятилетия все они тем не менее их обнародовали. Трамп составляет исключение. По его собственным словам, адвокаты не советуют предавать эти документы гласности, пока не закончен их аудит, который начинает выглядеть хроническим.

Принято считать, что - учитывая нынешнюю поляризацию и на редкость бурную избирательную кампанию - демократы сейчас должны "прокатить" по меньшей мере одного трамповского назначенца. Если им станет не Тиллерсон, то в качестве еще одного "кандидата на вылет" называют генерального прокурора Оклахомы Скотта Пруитта. Тот ставил под сомнение изменения климата и нелестно отзывался о работе федерального Управления по охране окружающей среды, главой которого Трамп и хочет его назначить.

Упоминают также бывшего техасского губернатора Рика Перри, который баллотировался в президенты с обещанием ликвидировать министерство энергетики, а сейчас назначен им руководить.

"Люди, которые соглашаются на такое [назначение], идут на громадные жертвы", - заявил New York Times вышеупомянутый "спаситель автопрома" Раттнер, имея в виду те трудности, которые должны будут преодолеть назначенцы Трампа.

С другой стороны, Сам Трамп, по словам Раттнера, "по сути, не желает жертвовать ничем".

"Скрупулезная проверка кандидатов жизненно важна, для того чтобы власть была честной, - пишет New York Times. - То, что Трамп считает этот процесс маловажным, равно как и его отказ обнародовать собственные финансовые активы, показывают, что он либо не понимает, почему это важно, либо ему наплевать".

В том же духе высказался на страницах газеты и Том Фиттон, президент консервативной организации Judicial Watch. Будучи консерватором, автор не настаивает, чтобы Трамп теперь просто разрушил свой бизнес. По его словам, это создаст опасный прецедент и отобьет у преуспевающих людей охоту применить свои способности на государственном поприще.

"Но американцам следует ожидать, - продолжает Фиттон, - что новый президент предпримет разумные шаги, чтобы отделить свою публичную деятельность от собственного частного бизнеса".

Как минимум, продолжает автор, Трампу следует "окончательно отмежеваться от своей компании и перестать заниматься любыми аспектами своего бизнеса. Ему следует отказаться от зарплаты. И, как ни трудно это будет осуществить, он должен поклясться, что не будет обсуждать никакие аспекты бизнес-империи Трампов со своими детьми или любыми другими ее руководителями".

Фиттон также призывает к тому, чтобы империя эта обнародовала все свои контракты - настоящие и будущие - с любым федеральным ведомством США, иностранным правительством или иностранной корпорацией.

Поделиться
Комментарии