Прежде всего это касается выборов президента, хотя традиционной площадкой многословия, в чем нет ничего плохого, если за этим следуют хоть какие-то дела, по-прежнему остается Фестиваль мнений в Пайде, где в этом году о чем только не говорили. Не забыли там и об утратившей актуальность теме серых паспортов.

Увядание серого паспорта

Актуальность эта пропала потому, что иссяк фонд пополнения списка лиц без гражданства. С 1 января 2016 года все новорожденные считаются гражданами Эстонии, если их родители-неграждане в течение года не откажутся от этого. Для получения статуса негражданина нужно неприятие любого гражданства, так что следующим шагом государства, видимо, станет исключение такой возможности, а значит, контингент неграждан со временем растворится сам по себе.

Сколько времени уйдет на это, сказать трудно, ибо точной статистики нет. Перепись 2011 года насчитала почти 86 тысяч неграждан (МВД — 95 тысяч), 45% которых были в возрасте 50+ (сейчас 55+). По уточненным данным МВД, приводимым ERR, к середине августа серопаспортников осталось 80 754, а за прошлый год число их уменьшилось на 3009 (в 2007–2011 годах ежегодное сокращение было 6 тысяч).

При таких темпах на исчезновение серых паспортов уйдет не менее 27 лет, но на сайте МВД есть и ”неуточненные” данные, по которым серопаспортников стало за 2015 год меньше на 5,5 тысячи, т. е. при таких темпах для этого достаточно 15 лет, так что возможны варианты.

Позабавила дискуссия о судьбе серого паспорта на Фестивале мнений, чем-то напоминавшая Brexit. Ведь у молодежи проблем с гражданством нет, но беда в том, что молодежь на выборы не ходит, а вот пожилые ходят, только у них нет гражданства, поэтому им стоило бы его тоже дать, чтобы они могли проголосовать, как жить молодежи, когда их не станет.

Brexit’a у нас все же не случилось, так как победу со счетом 5:1 одержали противники нулевого варианта гражданства, только лучше бы они спорили о влиянии на наше будущее не увядающего явления безгражданства, а граждан РФ, число которых с 2012 года превышает число неграждан и которых легче, чем неграждан, сделать заложниками соседнего государства.

Выбираем идеального президента

Фестиваль мнений, однако, лишь бледная тень того потока велеречивости, который сопровождал нынешнюю президентскую кампанию. Темы разные — и связанные с президентством, и не имеющие к нему отношения, большинство из них не раз обсуждалось в разных аудиториях. Сами выборы отошли на второй план, уступив место разборкам партий со своими проблемами: кто-то борется за выживание, кого-то раздирают внутренние разногласия, кому-то нужен макияж для латания имиджа и т. д.

Все это — во имя выбора идеального президента, хотя мы имеем дело с совершенно разными по личным качествам и предпочтениям кандидатами, из которых лишь один сможет после получения полномочий президента показать, чего он стоит в этой должности.

Из восьми кандидатов двое, Яак Йыэрюйт и Урмас Паэт, уже вышли из игры. Всех же кандидатов можно разделить на две группы: на идущих в гору и спускающихся с горы.

Если спускающиеся с горы смотрят себе под ноги, чтобы не споткнуться, то идущие в гору ведут себя раскованней. Урмас Паэт, похоже, лишь провел тренировку к следующей, более серьезной попытке, Аллар Йыкс радуется тому, как набирается его политический вес, ну а Майлис Репс, самой юной среди них, прежде чем начать управлять государством, предстоит еще вывести из политической изоляции свою партию и поупражняться в управлении ею.

Не пощадила судьба Марину Кальюранд, которая находится в расцвете творческих сил, имеет серьезные контакты с внешним миром и не была замечена в неумении или нежелании найти общий язык с разными группами жителей Эстонии.

Можно сколько угодно спорить, кто из кандидатов лучше и правильно ли его выбирают, все равно в сухом остатке останется один-единственный президент, со всеми его достоинствами и недостатками, предпочтениями и странностями. Вопрос лишь в том, сумеет ли он растормошить и вдохновить народ на поиск новых путей развития или ограничится тем, что не станет мешать партиям жить, как они привыкли. В этом подлинный смысл нынешних выборов, ибо Эстонии нужен не новый прицеп, а тягач.

Шумиха не на пустом месте

Шумиха вокруг выборов президента возникла не на пустом месте. Это — отражение тех процессов, которые были у нас в 2012 году, когда многим стало казаться, что власть больше не прислушивается к народу. Теперь наконец-то прислушалась — этим летом чего только не рассказывалось, на любой вкус, в разном исполнении, разных аудиториях, разной аранжировке.

С одной стороны, это говорит о силе слова, с другой — о грядущей перетряске политического ландшафта, а с третьей — о готовности народа довольствоваться его ”выслушиванием”.

Серьезного внимания заслуживает лишь второй компонент этой триады — возможная перетряска политического ландшафта, которая в случае удачи может помочь нам выбраться из омута мнений и перейти наконец от обсуждения давно известных проблем к их реальному решению.

Поделиться
Комментарии