Предприниматель Хиллар Тедер — лучший друг эстонских партий. Он дает денег всем и много, пишет Eesti Ekspress.

В прошлом году он дал Партии реформ 250 000 евро, IRL 80 000 евро и соцдемам 20 000 евро. Вдобавок он поддерживал Центристскую партию.

Почему Тедер это делает, обсуждали долго. Среди прочего, недавно это делала Комиссия по надзору за финансированием партий.

Один из возможных ответов кроется в том факте, что политики всегда принимают того, кто по-крупному их поддерживает. Это ярко иллюстрирует вступивший в силу 1 июля этого года новый Закон о строительстве, в котором есть специально созданные в интересах Тедера положения.

Министерство юстиции начало готовить новый закон в 2008 году. Сначала все было как обычно — заинтересованные группы, привлечение… Тедер тогда особенно не интересовался этим делом. В конце 2013 года законопроект был готов, и в декабре Рийгикогу принял его к рассмотрению.

Новые правила благоприятны для застройщика

Парламент обсуждал законопроект около года. Осенью прошлого года, когда до принятия закона оставалась пара месяцев, в законопроект вмешались Хиллар Тедер и его сын Рауно Тедер.

Они хотели, чтобы в законопроекте дополнили 27 статью, которая позволяет местному самоуправлению устанавливать условия проектирования, которые отличаются от предусмотренных в детальной планировке. Это в случае, если детальной планировке более пяти лет.

Детальные планировки определяют, является ли земля, где застройщик хочет строить, коммерческой или жилой, насколько высокими могут быть здания, каким должно быть их расположение. Принятие детальной планировки — длительный процесс, это может занять от одного до трех лет, и каждый может представлять возражения в связи с общественным интересом. Тедеры предложили дополнить законопроект положением, которое дало бы самоуправлению возможность разрешать застройщику менять соотношение жилых и коммерческих площадей (например, детальная планировка предусматривает соотношение 80/20, а застройщику разрешили бы строить 100% коммерческих площадей). Во-вторых, Тедеры хотели, чтобы застройщику было проще, чем раньше, менять предусмотренный в детальной планировке порядок застройки.

Для застройщика такое решение удобно: в отличие от требующего времени обновления детальной планировки, установление условий проектирования проходит за несколько недель, и представлять возражения может только тот, кто чувствует, что дело ущемляет его права. Круг потенциальных протестующих меньше, поскольку ограничивается только соседями.

Почему Тедеры заинтересовались изменением Закона о строительстве?

Ответ кроется в расположенном в центре Таллинна у Адмиралтейского бассейна лакомом участке земли. Проект его застройки ведет фирма Porto Franco. Рауно Тедер — член ее правления, а Хиллар Тедер — один из владельцев.

Для застройщиков бельмом на глазу была действовавшая тогда детальная планировка. Установленная в 2006 году, она предусматривает, что на трех гектарах следует построить семь домов — вперемешку жилые и офисные площади и между ними городские улицы.

Такой подход, когда жилые и коммерческие площади перемешаны, большинство современных архитекторов считает правильным, так в районе всегда есть люди — днем те, кто работает, вечером и ночью те, кто там живет. Это обеспечивает безопасность.

Но по мнению застройщиков, было бы выгоднее, если во всем районе построить только торговые и офисные площади. Имеющаяся детальная планировка этого не позволяла.

Проще, чем ее изменение, оказалось изменение законопроекта.

Взаимопонимание Тоомпеа и нижнего города

Поздней осенью прошлого года Хиллар Тедер отправил депутату Рийгикогу Денису Бородичу письмо, в котором предложил изменить два пункта 27 статьи законопроекта. "Идея 1 пункта в том, чтобы самоуправление могло в случае, если согласно детальной планировке назначение земли — одновременно коммерческое и жилое, менять соотношение квартир и офисов", — написал Тедер. Он привел в пример участки у пристани рядом с Адмиралтейством в Таллинне, где 10 лет назад установлено соотношение 50/50, однако на сегодняшний день, учитывая производимый ночью судами шум и идущий из труб дым, неразумно строить там квартиры. "Идея 9 пункта в том, чтобы в случае строительного комплекса можно было в рамках зоны планировки передвигать дороги и здания", — продолжил он.

Тедер не скрывал, что с делом связаны его коммерческие интересы в районе порта.

Сказано-сделано. Все стало двигаться, как в русской сказке, по щучьему велению — при редком единодушии Таллиннской горуправы и Тоомпеа.

Тогдашний руководитель юридического отдела Департамента городского планирования Рауль Кеба встретился с Тедерами. Он переформулировал 4 часть 27 статьи — так, как хотели Тедеры.

"Как специалист по практике в этой сфере я предложил представителям государства свою помощь в формулировке положений", — сказал Кеба Ekspress.

Кеба отправил формулировку в Министерство юстиции. 17 декабря министерство отправило предложения об изменении 4 части 27 статьи за подписью министра юстиции Андреса Анвельта в парламентскую комиссию по экономике. 14 января этого года эти пункты защищал на трибуне Рийгикогу Денис Бородич. "Цель в том, чтобы позволить более гибко осуществлять данное в детальной планировке право на застройку", — сказал Бородич.

11 февраля закон приняли. 1 июля он вступил в силу.

И новый закон пошел в ход

18 июля Porto Franco OÜ объявил международный архитектурный конкурс для территории Адмиралтейства.

Некоторые архитекторы сначала были удивлены, потому что поставленная исходная задача не отвечала детальной планировке. Вместо коммерческих и жилых площадей — только офисные и торговые площади, и вместо семи отдельно стоящих зданий — один-единственный комплекс. Вдобавок на принадлежащий городу отрезок дороги — туда, где должна была появиться только пешеходная дорожка — запланированы въезд и выезд с подземной парковки.

Срок конкурса — учитывая объем инвестиций, который составил 160 млн евро — был коротковат. Из 22 претендовавших бюро прошли квалификацию семь. Для предоставления конкурсной работы у участников было два месяца. 15 октября объявили победителя — британское архитектурное бюро Chapman Taylor, которое специализировалось на спа, аэропортах и крупных торговых центрах.

Участвовавшие в конкурсе эстонские архитекторы предполагают, что конкурс мог быть только для видимости — как утверждается, чертежи британского бюро были известны еще летом. Уже в декабре 2013 года Chapman Taylor издало книгу о концепции Адмиралтейского бассейна, которая очень похожа на их конкурсную работу.

Эстонцы чувствуют себя обманутыми — одно бюро, например, потратило на участие в конкурсе 1200 часов, получив за это, как и все прошедшие квалификацию для участия в конкурсе, 8000 евро.

Новый ориентир в центре Таллинна рождается. Вместо планировавшихся ранее семи зданий появится один-единственный комплекс. Вместо городских улиц появятся коридоры, у которых есть двери. Ночью двери будут закрыты или открыты? Таллиннская горуправа уже рассматривает ходатайство Porto Franco об условиях проектирования. Оно предусматривает, что центр, в том числе улицы, которые предусматривала детальная планировка, сможет закрывать двери на ночь.

В архитектурных кругах говорят, что Тедер нашел для будущего комплекса и арендаторов: в использовании здания может быть заинтересовано эстонское государство, потому что в 2018 году Эстония будет председателем в ЕС и тогда офисные площади будут в цене.

При подготовке этой статьи Eesti Ekspress в понедельник вечером отправил ряд вопросов Рауно и Хиллару Тедерам и их PR-представителю Маргусу Метсу. К моменту отправки номера в печать во вторник после обеда ответов на вопросы получено не было.

Поделиться
Комментарии