DELFI В ИЗРАИЛЕ: Мемориал памяти жертв Холокоста: ”во первых строках” — фотография из концлагеря Клоога
”Яд Вашем (”Память и имя”) — это как лакмусовая бумажка”, — констатирует доктор Арон Шнеер, кстати, уроженец Латвии, ответственный за связи с русскоязычными общинами и организациями и занимающийся проектом документации и увековечения имен евреев, погибших в период Холокоста на территории бывшего СССР.
”Лакмусовая бумажка в том смысле, что сразу видишь, какой человек перед тобой, — поясняет Шнеер. — В 2005 году сюда приезжал Путин. Вот здесь (у страшных документальных кадров, где солдаты бульдозером сталкивают в яму мертвые тела, напоминающие обтянутые кожей скелеты. — Ред.) он перекрестился и сказал: ”Господи, спаси нас от всего этого”. Я говорю об этом не потому, что это Путин, а потому, что это нормальная человеческая реакция”.
По словам Шнеера, как в свое время для западного солдата эти жуткие картины были абсолютным откровением, так и нынче для западных посетителей музея — это открытие. ”Они открывают для себя войну, с которой знакомы лишь по голливудским фильмам”, — добавляет Шнеер.
Тема Холокоста — важнейшая в постижении темы толерантности
Он рассказывает, что Яд Вашем — это целый город: собственно мемориальный ”квартал”, научно-исследовательский институт, крупнейшие в мире архив и библиотека, связанные с Холокостом, учебно-педагогический центр, который готовит преподавателей из разных стран, чтобы те передавали ученикам знания о прошлом.
Продолжая разговор о преподавателях, Шнеер отмечает: ”Я преклоняюсь перед учителями-неевреями, которые занимаются этой темой. Скажу честно, за это они не получают, что называется, ни шекеля, ни доллара от Израиля, да и со стороны других учителей часто бывает некое непонимание — почему вдруг нееврей связан с еврейской темой? Но мы прекрасно знаем, что одна из основных задач сегодня на постсоветском пространстве — воспитание толерантности, терпимости по отношению к представителям разных наций. А тема Холокоста в постижении всего этого — один из краеугольных камней”.
Неонацизм есть даже в Израиле
Арон Шнеер подчеркивает, что Израиль — одна из немногих стран, где День Победы 8-9 мая отмечается как государственный праздник. И несколько удивляет его рассуждение о США, которые во всем мире считаются большим и бескорыстным другом Израиля. ”Америка, куда в тяжкие времена устремлялись многие евреи-беженцы, исходила исключительно из миграционной квоты и всегда блюла только свои интересы. И Израиль она всегда держала на коротком поводке”, — говорит он.
А есть ли в современном Израиле неонацистские проявления? ”Несколько лет назад была одна группа — причем, выходцы из Советского Союза. Они оставляли оскорбительные надписи на синагогах, избивали эфиопов. Было возбуждено уголовное дело, их судили и осудили, кого-то депортировали в Россию. Сами по себе факты неонацизма — в минимальном количестве — есть, к сожалению. И мне кажется, что это привезли с собой, в первую очередь, мы — советские евреи”, — отвечает Шнеер.
В музее запомнилось его замечание о том, что в довоенной Германии основная часть евреев старалась следовать принципу ”на улице — немец, дома — еврей”. Уже в конце экскурсии по Яд Вашему Шнеер признается: ”Конечно, это было определенное соглашательство”. Кто знает, если бы его не было, может, нацисты и не получили бы возможности разгуляться таким чудовищно диким образом.
Поездка Delfi в Израиль была организована при содействии РИА Новости.