— Ханно, есть такое расхожее выражение: зачем вам эта головная боль? Вроде одно ETV уже есть, а тут еще и ETV2, хотя на дворе, между прочим, не самая лучшая экономическая пора.

— Хороший вопрос. Сразу скажу, что во второй половине будущего года мы в Эстонии перейдем только на дигитальное вещание, и потому все постараются открыть вторые, или так называемые специальные, каналы для отдельных категорий зрителей. Для нас таковым стал ETV2, где начнут делать передачи, предназначенные для детей, где найдется место для интересных зарубежных фильмов и сериалов, но, прежде всего, для программ, адресованных непосредственно русскоязычному зрителю. При этом я сразу хотел бы отметить, что у канала нет отдельной русской редакции, что все передачи делаются всеми совместно, поэтому низкий поклон всем, кто, не думая о времени, занимается нашими проектами.

— Сегодня зритель получает такое количество "телевизионных" предложений, что стал очень разборчив, особенно если речь идет о качестве передачи. С другой стороны, число творческих людей, которые могут делать телевидение в наших краях, собственно говоря, не так уж велико.

— Не скрою, меня немало удивило, как много претендентов пришло к нам на кастинг ведущих при подготовке передачи "Суд присяжных". Для многих молодых людей телевидение — один из способов реализоваться, найти дорогу в теле- и радиожурналистику. К сожалению, при нашем нынешнем бюджете мы не можем сейчас делать много программ, но повторю еще раз, что ETV2 — двуязычный канал, поэтому мы и будем стараться увеличивать число передач и на русском языке. Сейчас вместе с новостными передачами на ETV2 речь идет о 6-8 часах в неделю на руском языке, надо, чтобы было больше.

— "Суд присяжных", упомянутый вами, вызвал в зрительской среде достаточно противоречивые суждения, что вполне естественно, когда речь о программе, только начинающей путь. В скобках хотел бы заметить, что не знаю похожей программы, адресованной эстонскому зрителю. Интересным и вызывающим уважение показался здесь сам выбор ETV2, которое решило делать передачу полемическую и при этом давно ожидаемую.

— Нам действительно хотелось поговорить, поразмышлять, поспорить, наконец, о том, что кажется важным в первую очередь русскоязычному населению Эстонии. Если в первой программе шел разговор об отношении русских к собственному идентитету в стране, то во второй, вышедшей в минувший понедельник, мы говорили о том, следует ли государству спасать должников и банкротов, помогать тем, кого особенно болезненно затронул экономический кризис. Надеюсь, что и следующие программы не оставят равнодушными зрителей. Не секрет, что "Суд присяжных" действительно вызвал большой интерес и в эстонской аудитории, так что по четвергам передача будет выходить в повторе, снабженная эстонскими титрами. Мне кажется, что сегодня особенно необходимо налаживать диалог между разными группами населения по текущим проблемам, которые в равной степени волнуют всех эстоноземельцев.

— Следует ли из этого, что авторы "Суда присяжных" не собираются избегать острых дискуссий?

— На самом деле мы призываем их к тому, чтобы разговор шел о том, что волнует всех. Если передача будет все выпрямлять и представлять все в розовом свете, я не рискну считать нашу задачу выполненной.

— А у зрителя, которому адресуется программа, есть возможность предлагать тему для обсуждения?

— Такая возможность есть у каждого. "Суд присяжных" имеет форум на русской новостной странице нашей корпорации — novosti.err.ee. Заходите, предлагайте.

— Но кто будет принимать окончательное решение о теме программы, и насколько в этой ситуации независимы ее авторы?

— Наталия Китам и Евгения Волохонская, редакторы "Суда", люди хорошо известные в журналистской среде, независимы, и окончательное решение, связанное с темой программы, принимают именно они. В своих предпочтениях они ничем не связаны, к тому же время выхода понедельничного "Суда присяжных" в эфир совпадает с выходом на Первом Балтийском канале главных новостей, конкуренция возникает нешуточная, и в этих условиях, делая программу, никак не отделаться легкой прогулкой. Потому, пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем, кто нашел время и посмотрел наши первые передачи, а заодно прислал на форум свои комментарии, безотносительно к тому, согласен я или не согласен с частью из них. Мне был чрезвычайно интересен весь спектр мнений.

— Получается, вы знакомились с мнениями, появившимися в интернете на форуме "Суда присяжных" после первого эфира?

— Да, я их читал, особенно внимательно первые 50, где говорилось, что это заказная передача, что в ней присутствует цензура, что г-ну Кленскому не дали высказаться, и т.д., и т.п. Как мне показалось, все, кто хотел в течение обсуждения высказаться, такую возможность получили, а решение, вынесенное судом, совпало и с мнением аудитории, и мнение принявших участие в голосовании телезрителей было, по-моему, достаточно объективным.

— На самом деле реалии жизни не втиснуть в рамки ни одной программы, не говорю уже о возможности или невозможности совпадения сотен мнений. Впрочем, "Суд присяжных" — только один проект ETV2, а на подходе еще один, связанный с экономикой, вернее, возможностью выживать в непростых условиях кризиса.

— В этих передачах мы хотим попытаться ответить на практические вопросы, речь пойдет о поисках работы, если в этом есть необходимость, о переобучении, о том, наконец, как не опустить руки в сложных жизненных ситуациях. Мне думается, что в данном случае мы будем полезнее для своих зрителей, чем российские каналы, в передачах которых присутствует та же тематика. Ведь говорить будем о конкретных ситуациях в своей стране.

— Ханно, планов может быть "громадье", но как они соотносятся с имеющимися у канала средствами?

— Бюджет — проблема общая, но у нас есть деньги, чтобы развивать наши проекты, требуется только хорошая, нормальная идея, что и доказали авторы "Суда присяжных". Потому мы не только не против хороших предложений, но готовы обсуждать каждое.

— Как вы относитесь к вполне понятной конкуренции, которая может возникнуть между ETV и ETV2 внутри одной корпорации?

— Конкуренция существует всегда, и один канал всегда хотел бы иметь в своей программе все лучшие передачи. С этих позиций мне бы хотелось иметь все лучшее на ETV2. Но все же деятельность двух каналов Эстонского телевидения надо рассматривать в одной связке — они вместе работают, и надо следить за тем, чтобы передачи одного типа не оказались в параллельном эфире. Потому нам и кажется положительным, что передачи на русском языке уместились на ETV2 во временном промежутке между 19.30 и 21.00.

— И еще один вопрос. В первом эфире "Суда присяжных" прозвучал упрек в том, что в русской общине нет своих лидеров, нет людей науки и культуры, о которых можно было бы говорить, которыми можно было бы гордиться. Думаю, что с подобной точкой зрения согласиться трудно, но, наверное, аргументом в этой дискуссии могли бы стать и программы о тех представителях русской диаспоры, которые этого действительно заслуживают.

— На самом деле такие люди есть практически во всех сферах жизни. И они наверняка заслуживают того, чтобы о них знали. Но такая программа требует решения, нестандартного подхода, не сажать же в кадр две говорящие головы

Поделиться
Комментарии