Но основной вопрос заключается в том, станет ли достигнутое в Минске перемирие первым шагом к более широкому мирному соглашению и, тем самым, к дальнейшему будущему Украины. Или речь идет о попытке выиграть время, чтобы позже возобновить военные действия?

В этом смысле, одним из самых печально известных договоров в истории является Мюнхенское соглашение 1938 года, по которому западные страны продали Чехословакию Гитлеру. То, как британский премьер-министр Невилл Чемберлен показывал соглашение народу в Лондоне, как радовался миру, — все это стало символом политической наивности. Но в прямом смысле слова договоры о перемирии иногда действовали десятилетиями: тут можно привести в пример договор о перемирии между Японией и Советским Союзом, который теперь распространяется и на Россию.

По сообщениям в СМИ, президент Украины Петр Порошенко особо большой радости по поводу перемирия не высказывал. Ведь и ему, и, очевидно, многим другим на ум приходит аналогичное перемирие от сентября прошлого года, которое продлилось лишь несколько дней.

Немного странно выглядели и выверты с подписанием перемирия. На встрече в Минске присутствовали президент России Владимир Путин, президент Украины Петр Порошенко, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, президент Белоруссии Александр Лукашенко. Видим ли мы их фамилии под текстом соглашения о перемирии?

Правильный ответ — ”нет”. Соглашение о перемирии подписали представитель ОБСЕ Хайди Тальявини, бывший президент Украины Леонид Кучма, посол России в Украине Михаил Зубаров, глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко и глава Луганской Народной Республики Игорь Плотницкий.

Таким образом, Порошенко может в принципе продемонстрировать, что с сепаратистами он никаких бумаг не подписывал. Это сделал Кучма. Интересно именно то, что соглашение о перемирии подписал не нынешний, а бывший президент. А с другой стороны, сепаратисты могут и сами показать, что они также не заключали никаких договоренностей с Порошенко. С большой долей вероятности подобные заявления мы и услышим в дальнейшем.

В то же время, присутствовавшие в Минске главы государств приняли декларацию в поддержку перемирия. Но она, в свою очередь, декларирует поддержку территориальной целостности Украины. Тут стоит иронично отметить, что территориальная целостность Украины декларировалась и в тексте Будапештского меморандума 1994 года, по которому Украина отказывалась от ядерного оружия. Гарантами тогда выступили Россия, США и Великобритания. Сейчас территориальная целостность Украины де-факто нарушена из-за отделения Крыма. Об отделении Восточной Украины, надеюсь, речи сейчас не идет. Трагическая ирония заключалась и в том, что первым о перемирии начал говорить Путин, который сам стоит за российской агрессией.

Особо многообещающими эти знаки назвать нельзя. Ключевой вопрос, похоже, заключается в том, насколько Москва может контролировать сепаратистов, которые уже несколько раз заявляли, что не готовы сотрудничать с властями Украины. На самом деле, ключ к устойчивости перемирия — в их руках.

Текст публикуется в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia. Оригинал текста был опубликовать здесь.

Поделиться
Комментарии