Наиболее рельефно такое представление выразилось в резко критическом заявлении министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса: "В частности, восточноевропейские страны. Они проявляют чрезвычайную жёсткость. Венгрия является частью Европы, у которой есть ценности, а строя заграждения, мы проявляем неуважение к этим ценностям”.

Ситуация вызывает в памяти 2003 год, когда позиции стран Восточной и Западной Европы разошлись в вопросе о войне в Ираке, и бывший тогда президентом Франции Жак Ширак упрекнул восточноевропейцев в том, что "они не воспользовались возможностью промолчать".

Но сама Франция тоже не столь дружелюбна к беженцам, как нас пытаются уверить. Опросы общественного мнения показывают, что французы относятся к планам приёма беженцев далеко не так одобрительно, как немцы. А Фабиус мог бы вспомнить 2009 и 2010 годы, когда Франция выслала обратно в Румынию и Болгарию тысячи цыган. Насколько соответствовали европейским ценностям такие акции, тем паче что те цыгане были гражданами Европейского Союза?

Да, фотографии, запечатлевшие происходящее в Венгрии или на границе Венгрии с Сербией не внушают веры в гостеприимство Восточной Европы. Но не стоит спешить с обобщениями.

Например, по информации интернет-издания EUObserver, премьер-министр Польши Эва Копач заявила в среду, что Польша может принять больше беженцев, то есть количество, предусмотренное квотами Европейской Комиссии. Несмотря на приближение выборов, Копач говорила о необходимости проявить солидарность. Глава польского правительства напомнила о том, что в результате событий в Восточной Украине поляки могут в любой момент оказаться в тяжёлой ситуации и тоже в таком случае должны будут полагаться на помощь и солидарность со стороны Европы.

По оценке EUObserver, заявление Копач знаменует поворот в позиции Польши, и теперь эта относительно беженцев. Позиция Польши отличается теперь от заявлений других стран Вышеградской группы, т.е. Чехии, Венгрии и Словакии, выражающих несогласие с предложенной Европейской Комиссией системой квот.

Польша — самое большое государство Восточной Европы с почти 40 миллионами жителей.

После заявления Копач невозможно мерить всю Восточную Европу одним аршином. Что побудило Польшу смягчить свою позицию, нам не известно. Возможно, подействовали звучавшие в кулуарах угрозы, что страны, не желающие принимать беженцев, лишатся финансовых вливаний Европейского cоюза, а Польша получает из европейских фондов очень большие суммы.

Ошибочно было бы и утверждать, что страны Балтии однозначно выступают против прибытия к ним беженцев. Например, в Латвии заговорили о возможности раскола правящей коалиции из-за разногласий по вопросу о беженцах; следовательно, в Латвии всё-таки есть политические силы, поддерживающие приём беженцев. Хотя в Эстонии споры о беженцах приобрели накал, невиданный со времени принятия в прошлом году закона о совместном проживании, это никак не даёт основания утверждать, что все жители Эстонии настроены против беженцев.

Вполне вероятно, что после того, как изменилась позиция Польши, и другим странам Восточной Европы станет труднее сопротивляться планам распределения беженцев. Пока же ясно, что никакой единой и однозначно негативной позиции в этом вопросе у Восточной Европы нет.

Текст публикуется в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia.

Оригинал текст — здесь.

Поделиться
Комментарии