Подробности "шпионской деятельности" Сергея Иванова опубликовала газета "Хельсингин Саномат".

В 1984-1990 годах Иванов работал под дипломатическим прикрытием сначала в должности третьего, а затем второго секретаря в посольстве СССР в Хельсинки. В его обязанности входили контакты с финскими политиками.

Сергей Иванов пошел на работу в КГБ сразу после окончания в 1975 году Ленинградского университета по специальности английская филология. Примечательно, что Владимир Путин закончил тот же университет и в том же году, но по специальности юриспруденция. Через два года Иванов учился на Высших курсах КГБ в Минске, а в 1982 году — в Школе №101 первого управления КГБ СССР, которая сейчас называется Высшей школой СВР (Службы внешней разведки) имени Юрия Андропова.

О разведывательной работе Иванова имеются отрывочные данные, но кое-что все же известно. Вначале он служил в контрразведке: в 1976-1977 годах работал (в то же время, что и Путин) в ленинградском КГБ. Владимир Путин оставался там до 1983 года. А Сергей Иванов перешел в Первое управление КГБ, осуществлявшее в то время функции внешней разведки.

Предположительно, в 1981-1983 годах Иванов находился в советском посольстве в Лондоне, был объявлен персоной нон-грата и выслан из Великобритании. Однако британский МИД не подтверждает эту информацию. Возможно, что Сергей Иванов работал на берегах Темзы под другой фамилией. Всего в 1982-83 годах из Великобритании выслали семь советских дипломатов.

Бывший сотрудник КГБ Олег Гордиевский, сдавшийся в 1985 году в Лондоне английским спецслужбам, утверждал, что Сергей Иванов также работал в советском посольстве в Стокгольме. Но сам Иванов этого не подтверждает. Так что достоверно известно о "шпионской деятельности" Сергея Иванова только в Финляндии и позже в Кении.

Иванов был хорошо знаком со многими финскими политиками. Причем настолько хорошо, что к некоторым из своих финских друзей обращался исключительно по имени. Иванов мало рассказывал о себе финнам, с которыми часто обедал и ходил в сауну. Будучи офицером КГБ, он мало говорил о себе, а больше слушал.

Журналист Мартти Валконен, который с 1985 года был одним из редакторов "Хельсингин Саномат", вспоминает, что во время встреч Сергей Иванов каждые 45 минут ходил в туалет с "дипломатом", якобы для того, чтобы переворачивать кассету в портативном магнитофоне. Но об этих посещениях Ивановым туалета помнит только Валконен, в воспоминаниях которого, вероятно, больше журналистской фантазии, чем достоверных фактов.

Как правило, Сергей Иванов общался с представителями прозападных политических партий Финляндии. Внимательно выслушивал собеседников, но не очень сильно старался повлиять на их мнения и оценки. Наиболее часто Иванов общался с членами Коалиционной партии и Шведской народной партии. Некоторые из финских политиков хотели при помощи Москвы ускорить свой карьерный рост. Другие интересовались, что на самом деле советские руководители думают об отношениях между СССР и Финляндией.

Сеть информаторов КГБ в Финляндии была довольно обширной. Так, тогдашний секретарь по внешним связям Коалиционной партии Антти Пелтомяки встречался с Сергеем Ивановым каждые два месяца. С секретарем Шведской народной партии Петером Стенлундом Иванов дружил семьями. Они часто вместе с женами выезжали за город отдохнуть где-нибудь на природе. Во время совместных посиделок не всегда расплачивался только Иванов, но недостаток денег у него никто никогда не замечал. Уровень Пелтомяки и Стенлунда был привычным для Сергея Иванова, который, исходя из своего дипломатического ранга, не встречался с членами правительства Финляндии.

В Финляндии Иванов, естественно, подчинялся местному резиденту КГБ, последний из которых, Феликс Карасев, работал в Хельсинки под именем Феликса Сутырина. Карасев-Сутырин регулярно встречался с тогдашним президентом Финляндии Мауно Койвисто до 1991 года. А затем глава финского государства решил общаться только с послом СССР. Может это случайное совпадение, но когда Иванов начинал свою службу, то его начальником был генерал Сутырин, возглавлявший в 1970-е годы ленинградский КГБ.

По законам Финляндии, документы финской полиции безопасности СУПО, касающиеся зарубежных дипломатов, могут быть рассекречены не ранее, чем через 25 лет после завершения их работы в Финляндии. Так что досье СУПО на Сергея Иванова может стать достоянием гласности, вероятнее всего, не ранее 2015 года.

СУПО всегда тщательно отслеживало контакты политиков с сотрудниками зарубежных дипломатических представительств, нередко предупреждая финских граждан о недопустимости чрезмерной откровенности с советскими дипломатами. Начиная с 1975 года, из Финляндии было выслано сорок, как утверждалось, сотрудников КГБ.

В 1977-1984 годах резидентуру КГБ в Финляндии возглавлял Виктор Владимиров, которого раньше объявляли персоной нон-грата в Канаде. Тем не менее, ему разрешили продолжить свою "дипломатическую деятельность" в Хельсинки. Уйдя в отставку, Владимиров написал книгу о своих контактах в Финляндии, которая стоила карьеры и репутации двум заметным финским политикам.

В 1984 году финны смогли прочитать книгу Анатолия Голицына, перебежавшего из КГБ в 1961 году, о контактах руководства Финляндии с советской разведкой. В частности о связях с КГБ легендарного и многолетнего президента Финляндии Урхо Калева Кекконена, который в оперативной документации КГБ проходил под кличкой "Тимо".

Турку

Поделиться
Комментарии