"Например, можно сказать продавцу, что его товар слишком дорог, и пойти к другому продавцу — возможно, тогда снизятся и цены, — предполагает аналитик. — Продавцы должны понять, что цены определяют не они, а спрос и предложение".

Этот рецепт вызвал неоднозначную реакцию среди широких слоев эстонских потребителей: судя по комментариям в Интернете, а также звонкам в редакцию, многие усомнились в адекватности аналитической службы крупнейшего коммерческого банка страны.

Впрочем, подобного рода советы в последнее время мы слышим и со стороны высоких должностных лиц: премьер-министр Андрус Ансип тоже советует согражданам более активно защищать свои интересы при посещении магазинов, а президент Банка Эстонии делится опытом, как прожить на 5 тысяч крон в месяц.

"Вести" обратились за комментариями к ученым-экономистам.

Ничего не остается, как смириться

По мнению профессора экономики Тартуского университета Янно Рейльяна, хотя на первый взгляд рекомендация Лаури выглядит несколько наивно, в ее словах есть большая доля истины.

"Хотим мы того или нет, но бороться с ростом цен в наших условиях бесполезно, — считает Рельян. — Поэтому потребителю волей-неволей нужно более тщательно соразмерять свои потребности с возможностями — например, при выборе своей торговой сети: кто побогаче, ходит в Prisma или Selver, кто победнее — в Säästumarket или Maksima".

Профессор считает, что Эстония добровольно отказалась от возможности каким-то образом регулировать цены, когда вступила в Европейский Союз.

"Границы теперь открыты, и если государство, например, попытается вмешаться в процесс ценообразования, производители могут продать свой товар в любую другую страну ЕС, — пояснил он свою точку зрения. — Таким образом, в результате мы получим не снижение цен, а дефицит".

При этом Рейльян не верит в то, что покупатели у нас способны повлиять на ситуацию с ценами.

"Это в Италии, когда подорожали макароны, тысячи людей вышли на улицы, а торговые сети подвергались массовому бойкоту со стороны покупателей, — привел он пример. — У нас народ не такой, так что с ростом цен нам нужно смириться".

Вопиющий пример некомпетентности

А вот другой профессор экономики Тартуского университета Олев Раю категорически не согласен со своим коллегой. По мнению Раю, заявление Лаури — это пример "вопиющей некомпетентности".

"Дорожают не предметы роскоши, а продукты питания, отопление и электричество — что же, госпожа аналитик предлагает нам отказаться от еды, отключить батареи и свет?" — задался вопросом профессор. Он напомнил, что если в отношении продуктов питания у потребителя в Эстонии действительно есть какой-никакой выбор, то отопление и электричество мы покупаем у монополистов, так что совет "не покупать и идти к другому продавцу" в данном случае выглядит как издевательство.

"Да и в принципе, когда речь идет о товарах первой необходимости, нельзя пускать все на самотек, рассчитывая на любимую либералами формулу "спрос-предложение", — уверен Раю.

Он считает, что государство в нынешней ситуации не просто может, а обязано предпринять меры для снижения темпов инфляции.

"Однако наше правительство, наоборот, лишь подгоняет рост цен — например, повышая акцизы на топливо и электричество, — отметил он. — Между тем, даже школьнику известно, что стоимость топлива и электричества влияет на конечную цену любого товара".

Американцам можно, а нам нет?

Ректор экономического университета Ecomen Ханон Барабанер подозревает, что нынешний рост цен в Эстонии связан не только с ситуацией на мировых рынках, где в последнее время дорожают продукты питания.

"Стоимость сырья для многих продуктов питания составляет лишь небольшую часть от их конечной цены, остальное — это "накрутки" посредников и торговцев, — считает он. — Я не могут этого утверждать, но есть серьезные подозрения, что крупнейшие торговцы в Эстонии вступили в негласный сговор с целью максимально заработать на росте цен".

Барабанер убежден, что в такой ситуации государство обязано вмешаться в происходящее и это не будет нарушением принципов свободной экономики.

"В некоторых штатах США, например, существует понятие максимально допустимой нормы прибыли, за превышение которой фирма может быть оштрафована или лишена лицензии, — привел он пример. — При этом ведь никто не подозревает американцев в желании отказаться от принципов рыночной экономики и построить социализм".

Поделиться
Комментарии