Андреевы ходят по судам уже с десяток лет — в год по три-четыре суда. Пока — безуспешно. Государство, однажды уже лишившее их дома и намеревающееся теперь сделать это повторно, как будто объявило войну этой маленькой, но сильной семье. Судебный путь труден и тернист, но на удивление стойкие борцы за свои права не останавливаются. И платят вновь и вновь пошлины за новые судебные иски: платят государству, против которого и воюют.

Мытарства семьи Андреевых в борьбе с государством начались в 1994 году, когда без особых оснований их право на приватизацию было отнято. Андреевы жили рядом с Тоомпеаским дворцом, в квартире по адресу Тоом-Кооли, 5 со времен первой Эстонской Республики. Республика нынешняя с особым цинизмом вышвырнула семью на улицу три года назад. Семье вместо 54-метровой трехкомнатной квартиры на Тоомпеа выделили две хрущевки: двухкомнатную на улице Эндла и однокомнатную — на Винди. Снимать квартиры у государства Андреевы отныне должны были всю оставшуюся жизнь.

Причем семья до сих пор не имеет какого бы то ни было статуса и проживает в названных квартирах по решению суда, платя 10 крон за метр. Даже в таком небольшом вопросе, как заключение договора о найме, семья и государство не могли договориться мирно. "Нас переселили якобы под предлогом, что дом на Тоомпеа аварийный, но почему-то на новом месте захотели и новую плату, — вспоминает Валентина Андреева. — Хотя по всем законам прежние условия должны были быть сохранены". Суд в качестве редчайшего исключения справедливость восстановил. Зато Госканцелярия за это время успела изменить статус "аварийной" квартиры на служебные помещения, и вернуться в нее Андреевы уже не смогут никогда.

Сам никто, и звать никак

Но справедливость оказалась палкой о двух концах. Так как договора найма по-прежнему не существует, не существует и семьи Андреевых. Они не могут зарегистрироваться по нынешнему адресу в управе Кристийне, поскольку для регистрации нужны основания в виде того самого договора. Без регистрации они не могут даже оформить визовое приглашение для российских родственников. Не могут встать в очередь вынужденных квартиросъемщиков, поскольку их дом не был возвращен бывшим владельцам, он просто оказался нужен государству, точнее Госканцелярии — "в общественных целях и для исполнения государственной власти".

Общественные нужды Госканцелярии были столь велики, что так и не найдя применения помещениям на Тоом-Кооли, она отфутболила их Канцелярии Рийгикогу. Что, кстати, послужило достаточным основанием для Государственного суда, который признал, что Андреевых лишили права приватизации без каких-либо оснований и причинение ущерба налицо. Теперь, когда Андреевы пошли на новый круг судебной тяжбы, требуя компенсации за причиненный ущерб, суд первой инстанции оставил решение Госсуда без внимания и в компенсации отказал. Логика была — на зависть блондинкам.

Раз уж здание на Тоом-Кооли было внесено в список госимущества, не подлежащего приватизации, значит, оно было "необходимо для обеспечения социально-экономического развития государства" априори, никаких дополнительных обоснований этому не надо. (Госсуд счел обоснования надобности квартиры Госканцелярии недостаточными. — Прим. ред).

Более того: административный суд решил, что никакого преимущественного права на приватизацию квартиры у семьи Андреевых не было, а Таллиннская мэрия своей противоправной (!) бездеятельностью при рассмотрении ходатайства о приватизации никоим образом права семьи не нарушила (именно по вине таллиннских чиновников заявление на приватизацию, поданное Андреевыми корректно и вовремя, провалялось год в столе — до тех пор, пока вдруг у государства резко не появился интерес к этой квартире).

Более того, суд решил, что даже если бы Таллиннская мэрия вовремя передала все бумаги куда надо, государство тогда уж наверняка правильно оформило бы социально-экономическое обоснование не приватизировать этот дом. Так что Андреевы все равно не смогли бы получить квартиру в собственность, а значит, город никак не мог нанести своим бездействием никакого ущерба (бездействие суд признал, а ущерба не углядел!). Андреевы, конечно же, подали апелляцию и ждут следующего круга. "Впрочем, мы надеемся только на Госсуд — ни в административный, ни в окружной суды у нас веры нет", — вздыхает Валентина.

Зимой семья может оказаться на улице

И тому есть причины. Когда нынешний собственник квартир на Эндла и Винди — Канцелярия Рийгикогу — задумал аукцион, Андреевы тут же обратились в суд с требованием остановить данный процесс, пока не решена тяжба с компенсацией и не определен до конца статус семьи. "Да, у нас нет права запрещать Канцелярии Рийгикогу распоряжаться ее имуществом, но мы имеем права требовать, чтобы нам сняли новое временное жилье", — говорит Валентина.

Адвокат семьи Тийт Тоомсалу отметил также, что выставляя квартиры на аукцион, канцелярия вводит в заблуждение потенциальных покупателей: по бумагам в них нет арендаторов. И по идее новый собственник получает на шею огромную проблему в лице Андреевых. По сути, он не обязан их терпеть на своей новоприобретенной территории, с другой стороны, кому охота ввязываться в эту запутанную историю и, упаси боже, выселять ни в чем не повинных людей на улицу.

В ситуации есть и еще один казус — квартиры на Эндла и Винди были куплены канцелярией опять же для удовлетворения государственных нужд. Под этим подразумевалась необходимость переселить людей из аварийной квартиры. "Эта цель, между прочим, закреплена одним из решений суда, — указывает Валентина. — И до сих пор эта необходимость не отпала — мы, переселенные, по-прежнему живы. А значит, у канцелярии вообще нет права продавать эти квартиры".

Таллиннский административный суд эти доводы убедительными не счел. Теперь Андреевы ждут повестки об объявлении аукциона и не знают, что делать. Если новый хозяин их выселит, где им жить до тех пор, пока дело о компенсации дойдет до Государственного суда?

23 февраля 2008 года кончится и срок действия того советского ордера, по которому Андреевы проживали на Тоом-Кооли и по которому суд дал им право жить на старых основаниях и в квартирах на Эндла и Винди. После этого выселить их в никуда станет особенно просто: достаточно поднять стоимость найма до 50 крон за метр, и семья, 13 лет ведущая неравный бой с государством, будет не в состоянии платить…

Поделиться
Комментарии