Нашу власть можно только хвалить

Когда обитатели одной из местных тюрем попытались выяснить причину, по которой были отключены все российские каналы, персонал сослался на распоряжение Министерства юстиции, которое якобы сочло, что российские телеканалы вредно влияют на заключенных.

"Мы здесь скоро с ума сойдем: сначала отобрали компьютеры и игровые приставки, теперь лишили возможности смотреть передачи на родном языке, при этом вместо альтернативы нам предлагают самим организовывать свой досуг", — пожаловались наши собеседники, по словам которых, отсутствие возможности "культурно провести время" плохо влияет на дисциплину, провоцируя заключенных на всякого рода нарушения.

Пресс-секретарь Министерства юстиции Март Сийливаск подтвердил, что ретрансляция российских телеканалов в тюрьмах теперь запрещена. Он напомнил, что, согласно части 1 параграфа 31 Закона о заключении, людям, находящимся под стражей в тюрьмах, предоставляется возможность смотреть и слушать теле- и радиопередачи. Однако тюрьмы не обязаны обеспечивать трансляцию конкретных телеканалов — они должны "гарантировать доступность обычного и разумного списка различных телеканалов".

По мнению Минюста, "тюрьма должна отслеживать, чтобы транслируемые каналы помогали воплощению в жизнь основной цели наказания, согласно Закону о заключении, которое выражается в том, чтобы наставить заключенного на законопослушное поведение и соблюдение законов. С этими целями, пояснил Сийливаск, не согласуется трансляция тех телеканалов, которые "оправдывают совершенные в Эстонии правонарушения, к примеру, неподчинение законным требованиям полиции".

"Однако мы считаем, что и заключенные, чьим родным языком считается русский, должны иметь возможность получать доступную для себя информацию, — отметил пресс-секретарь. — К примеру, в тартуской тюрьме можно смотреть Euronews на русском языке".

Угроза для всеобщей интеграции

Отметим, что запрет на ретрансляцию в тюрьмах российских телеканалов странным образом совпал с проведением исследования, результаты которого на прошлой неделе были представлены в информационном бюро Европарламента в Таллинне. На презентации латвийские социологи сообщили, что, по их данным, Россия, в том числе через свои телеканалы, плохо влияет на интеграционные процессы. Речь шла о Латвии, однако эстонский социолог Юхан Кивиряхк, а затем и депутат Европарламента от Эстонии Катрин Сакс предложили заменить слово "Латвия" на "Эстония". По мнению Сакс, Эстония должна задуматься о том, что противопоставить "негативному влиянию российской пропаганды".

"Если мы будем спать дальше, то можем проиграть войну до того, как поймем, что она началась", — образно описала она ситуацию в сфере информационного противостояния.

Добавим, что тема влияния на "русские умы" поднимается эстонскими властями не впервые. Весьма активно это обсуждалось после известных апрельских событий, когда на повестку дня вновь встал вопрос об открытии государственного телеканала на русском языке. Решение этого вопроса затормозилось из-за финансовых проблем, однако в качестве альтернативы государственное Эстонское телевидение в срочном порядке запустило собственный сайт на русском языке.

На этот же период пришлись некоторые кадровые перестановки в СМИ на русском языке: покинул свою должность редактор русского Delfi Игорь Кулдмаа, объяснивший это введением цензуры, а затем по политическим соображениям была уволена исполнительный редактор русского Linnaleht Александра Моораст.

Пропаганда и контрпропаганда

По мнению бывшего тележурналиста, а ныне депутата Рийгикогу от Центристской партии Владимира Вельмана, в последнее время власть явно демонстрирует желание взять под свой контроль русское информационное поле.

"Я не удивлюсь, если вслед за тюрьмами российские телеканалы будут отключены везде, где наличествует прямое государственное влияние — например, в армии и в больницах", — сказал нам он.

Вельман признает, что российские телеканалы на самом деле иногда заменяют информацию пропагандой. Однако он убежден, что нынешние власти хотят противопоставить этому не объективную информацию, как пытаются нас уверить, а контрпропаганду.

"Если государственный русский телеканал и будет создан, то он, скорее всего, займется распространением идеологии правящих партий, вбивая в умы историю по Лаару и политику по Ансипу", — считает Вельман.

Он выразил надежду, что в современной Европе, частью которой является Эстония, дело не дойдет до массового запрещения неугодных властям средств массовой информации. Впрочем, депутат тут же припомнил, что и перед "бронзовой ночью" люди верили, что демократические принципы не позволят произойти тому, что, в конце концов, все же произошло.

"Кто его знает, вдруг находящимся у власти "демократам" придет в голову вообще ввести запрет на спутниковые антенны, чтобы люди смотрели и слушали только то, что одобрено в кабинетах власти, — предположил Вельман. — Я представляю себе это "экологически чистое" государство: без "тарелок", без независимой прессы, без оппозиции — ей-богу, я не хотел бы жить в такой стране".

С больной головы на здоровую

Возлагая вину за провалы интеграции на средства массовой информации, политики и социологи пытаются переложить все с больной головы на здоровую, считает председатель Палаты представителей национальных меньшинств Рафик Григорян. На самом же деле, по его мнению, истоки имеющихся в обществе проблем лежат в национальной политике эстонских властей.

"Можно смотреть одну и ту же передачу, но воспринимать ее по-разному", — уверен Григорян. Он напомнил, что во время апрельских событий, например, все смотрели репортажи Kanal2, однако русские и эстонцы, как правило, воспринимали увиденное прямо противоположным образом.

"Если представители некоренных национальностей воспринимают и российские, и эстонские телеканалы иначе, чем эстонцы, это объясняется, прежде всего, различным социальным статусом зрителей, — считает Григорян. Русские в Эстонии чувствуют, что их дискриминируют, и СМИ никак не могут быть в этом виноваты".

Григорян вспомнил, что во времена пребывания Сакс на посту министра по делам народонаселения на улицах висели плакаты людей с зашитыми ртами. "Теперь, очевидно, нам следует заткнуть уши и завязать глаза", — предположил он.

Поделиться
Комментарии