Сегодня соседствующие Северный и Южный порты Палдиски конкурируют друг с другом. Если Южный порт образует часть государственного концерна Tallinna Sadam (Таллиннский порт), то Северным портом управляет в основном российский олигарх Владимир Лисин.

В конце прошлого года Лисин приобрел CNP Investments — фирму-владельца Северного порта Палдиски — предприятие, зарегистрированное в офшорной зоне, на голландских Антильских островах. Лисину уже принадлежит половина нового российского Усть-Лужского портового терминала, так что ему нет резона содержать в Палдиски конкурента. Это, в свою очередь, означает, что он может быть заинтересован в продаже порта, и при помощи политических манипуляций порт можно продать — куда выгоднее, чем в обычном порядке — какому-нибудь зарубежному инвестору.

С одной стороны, ситуация прискорбная, ведь порт осуществлял крупные инвестиции, чтобы развиваться самостоятельно. С другой стороны, эта сделка может стать полезной не только для владельца Северного порта Лисина, но и для Партии реформ. Таким образом, партия могла бы легально заработать средства на свои нужды еще до следующих выборов. В продаже порта заинтересован металлургический магнат Владимир Лисин — один из наиболее влиятельных и богатых промышленников России, которому несложно было бы поддержать эстонских политиков финансово. Наиболее вероятным покупателем считается государственная коммерческая организация Tallinna Sadam.

Такой "марьяж" стал бы вполне логичным шагом, поскольку палдиские порты находятся по соседству. На этой свадьбе обе стороны — и "жених", т.е. Таллиннский порт, и "невеста", т.е. Северный порт Палдиски, — представлены реформистами: советом Таллиннского порта руководит реформист, крайне влиятельный бизнесмен Нейнар Сели, а Северным портом, принадлежащим Лисину, — бывший гендиректор эстонской полиции реформист Роберт Антропов.

Так что сделка в некотором роде напоминает возвращение в 2006 году государству Эстонской железной дороги, некогда проданной частным инвесторам из США.

Эстонская железная дорога, часть 2

Точно так же, как и железная дорога, порт был продан в частные руки много лет назад. Теперь ожидается, что государство раскошелится и в сложной ситуации выкупит предприятие. У Эстонской железной дороги и Северного порта Палдиски есть еще одна общая черта. Как и в случае с железной дорогой, дела порта могут идти не лучшим образом, несмотря на грандиозные планы по трансформации Северного порта Палдиски в одно из звеньев в транзитном коридоре между Москвой и китайским Шанхаем.

По данным "ДД", с целью инвестирования в порт в "Хансабанке" предприятием взят кредит на 650 миллионов крон. На сегодняшний день кредит рефинансируется банком Nordea. Представители Северного порта не отвечают ни на какие вопросы о возможных финансовых затруднениях фирмы. Есть и еще одна общая черта с Эстонской железной дорогой: бизнесмен Нейнар Сели в свое время лоббировал возвращение государству Эстонских железных дорог, а сейчас он выступает за возвращение государству Северного порта Палдиски.

Возникает вопрос: почему сторонники либеральной экономики из Партии реформ занимаются таким, с их точки зрения, святотатством, как возвращение государству крупных предприятий? Источники в транзитных кругах указывают на то, что когда Сели лоббировал возвращение государству железной дороги, он планировал приобретение Эстонской железной дороги именно концерном Tallinna Sadam.

Взвешивали возможность того, что крупный российский предприниматель, представитель компании "Северстальтранс" Андрей Филатов, запустит при помощи Эстонской железной дороги и Таллиннского порта транзитную цепь из Китая на Запад, которая пройдет через Россию. В реальности все случилось совсем не так. Железная дорога была национализирована как самостоятельное коммерческое предприятие и не стала одним из подразделений Таллиннского порта. Но и за намерением купить Северный порт может стоять все то же желание: захватить большую долю китайского транзита. В китайском транзите заинтересованы обе стороны — Таллиннский порт и Северный порт Палдиски.

Но и это еще не все, если воспользоваться любимой фразой телемагазинов. Не стоит недооценивать личные связи однопартийцев Антропова и Сели. Бесспорно, Таллиннский порт может согласиться с более высокой ценой, чем какой-либо зарубежный инвестор. А чем больше денег получит российский олигарх Лисин, тем более крупные премии ждут местных бизнесменов.

Как говорит эксперт по вопросам транзита Хейдо Витсур, для зарубежного покупателя Северный порт представляет гораздо меньшую ценность (см. Комментарий). По данным "ДД", в кулуарах Таллиннского порта говорят о предельной сумме в три миллиарда крон. Реальная цена, которую был бы согласен заплатить зарубежный предприниматель, едва ли превысит 800-900 миллионов крон: порт нагружен кредитами.

Причина такой низкой цены кроется и в том, что как железная дорога, так и шоссе на палдиском направлении обладают, мягко говоря, слабой пропускной способностью. Таким образом, продажа объекта Таллиннскому порту, в отличие от продажи зарубежному инвестору, поможет выиграть не меньше нескольких сот миллионов крон. Северный порт Палдиски не подтверждает напрямую продажу, но и не опровергает ее (см. Комментарий 2).

Сели лоббирует объединение портов Эстонии

Уже прошлой осенью Нейнар Сели стал подготавливать почву для продажи Северного порта Палдиски Таллиннскому порту. Затем председатель совета Таллиннского порта сообщил в газете Postimees, что страна должна создать из предприятий, связанных с транзитом, "ударный кулак". Он считает, что всеми крупными портами Эстонии должно управлять государство. "Необходимо проанализировать, разумно ли, например, вкладывать еще два миллиарда крон в расширение порта Мууга, или стоит использовать эти деньги для перекупки и присоединения других портов", — писал Сели. Из-за занятости господина Сели нам не удалось получить его комментарии.

Летом того же мнения (что Северный порт следует присоединить к Южному, т.е. Таллиннскому порту) придерживался глава Северного порта Роберт Антропов. Он считает, что Южный порт развивается в верном направлении, чтобы образовать единое целое со своим северным соседом. Исполнительные директора обоих портов обсуждали планы по объединению уже в 2006 году.

Как мы помним, возврат железной дороги государству стал причиной коррупционного скандала. Представитель американских предпринимателей Эдвард Буркхардт обвинил политиков в вымогании взятки в миллион евро, чтобы сделка состоялась и американцы получили свои деньги. История покажет, пройдет ли сделка по продаже порта "без жертв".

КОММЕНТАРИЙ

Хейдо Витсур, экономист:

"В ближайшем будущем погоду будут делать только крупные и влиятельные порты. Эффект масштаба очень важен — иначе на мировой арене просто не пробьешься. Мелкие порты будут играть все меньшую роль, поэтому Северный порт Палдиски и выставлен на продажу. Китайцев, например, маленькие порты вообще не интересуют. Таллиннский порт не особо нуждается в Северном в его нынешнем состоянии, так как перспективы роста практически отсутствуют. Я вообще не вижу, почему кто-то может захотеть купить Северный порт. Другое дело, если бы в Палдиски вело шоссе в четыре полосы, и был бы построен железнодорожный объезд вокруг Таллинна. Для того чтобы точнее оценить, на каких условиях кто-то может счесть разумной покупку порта, я должен владеть более конкретной информацией".

КОММЕНТАРИЙ 2

Руководство Северного порта Палдиски сообщило, что владельцы никогда не выставляли порт на продажу.

"Однако в разные времена к нам обращались заинтересованные в покупке порта инвесторы. В бизнесе действует принцип, что цена продаваемых объектов зависит от стоимости сделки, поэтому владельцы порта всегда были готовы выслушать потенциального покупателя",  — отметило руководство в ответе на вопросы "ДД".

Руководство порта добавило, что теоретически объединение Северного и Южного портов Палдиски возможно, так как порты находятся на расстоянии всего километра друг от друга. О фактическом объединении можно будет говорить в том случае, если условия, предложенные обоими портами, окажутся подходящими и объединение приведет к положительным результатам.

В январе прошлого года Роберт Антропов говорил в Eesti Ekspress об идее создания Единого порта Эстонии. Сейчас эта идея кажется все более актуальной, подтвердили в Северном порту. "Эстонский портовый бизнес и транзит следует рассматривать шире, чем ряд отдельных предприятий. Удачное место расположения и размер нашей страны предполагают, что на мировом транзитном рынке мы должны работать как одна команда. В первую очередь мы конкурируем с соседями — Финляндией, Россией, Латвией и Литвой. Благодаря сотрудничеству частного и государственного секторов, рекламе за рубежом и единой транзитной политике мы смогли бы намного эффективнее конкурировать со своими соседями".

Точно так же, не подтверждая и не опровергая покупку Северного порта, отвечает руководитель пресс-службы Таллиннского порта Свен Ратассепп. "Мы готовы к сотрудничеству со всеми портами Эстонии, — отметил Ратассепп. — Вполне разумно было бы, если бы порты в столь небольшой стране специализировались на конкретных товарных группах, а не конкурировали из-за одного и того же товара и осуществляли лишние инвестиции. Как именно будет выглядеть такое сотрудничество, пока неизвестно. Одно ясно — оно должно быть экономически оправданным".

Справка "ДД":

Кто есть кто в возможной сделке?

Владимир Лисин — один из ведущих магнатов России в области металлургии, один из основных инвесторов Усть-Лужского порта. В декабре приобрел фирму-владельца Северного порта Палдиски CNP Investments, зарегистрированную в Нидерландах через UCL Holding. Имущество Лисина оценивается в 80 миллиардов крон. Является генеральным директором "Российской управляющей металлургической компании" ("Румелко"). С 1998 г. — председатель совета директоров ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат". В июле 2002 г. вошел в совет директоров ГМК "Норильский никель". Доктор технических наук, профессор кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Роберт Антропов — в 2003-2005 гг. генеральный директор полиции Эстонии, ныне руководитель Северного порта Палдиски. С 2006 года член Партии реформ.

Нейнар Сели — председатель совета Таллиннского порта. "Король" Тарту. Один из спонсоров Партии реформ. Знакомый семьи и советник премьер-министра Андруса Ансипа. Много работал с Ансипом: Rondam Grupp (Сели — владелец, Ансип — руководитель), Tartu KEK (Сели — владелец, Ансип — руководитель), Livonia Kinnisvara (Сели — владелец, Ансип — член совета), Rondam (Сели — владелец, Ансип — руководитель), Westra Grupp (Сели и Ансип — члены совета).

Поделиться
Комментарии