Совместная методика

- Господин Кёсс, выросло ли после вступления в Шенген количество въезжающих в Эстонию гостей?

- Присоединение Эстонии к шенгенскому пространству сделало для людей посещение стран, входящих в эту зону, более удобным. Поэтому, конечно, рост числа пересекающих эстонскую границу граждан стран, не входящих в Шенген, есть. Некоторые, приехав в Эстонию, продолжают отсюда свой путь дальше в Европу.

Общие потоки людей на нарвских контрольно-пропускных пунктах за этот год выросли примерно на 10 процентов, в том числе в некоторые месяцы — даже на 20, по сравнению с тем же периодом прошлого года. В то же время, количество пересекающих границу грузовиков за одиннадцать месяцев этого года сократилось на 9 процентов, зато число легковых автомобилей увеличилось на 30 процентов.

- Прибавилось ли за "шенгенский" год серьезных, умышленных нарушений границы?

- Появились новые тенденции. Если в 2006-2007 годах нарушители, стремящиеся попасть в Эстонию нелегально, шли через контрольные пункты в основном с поддельными документами, удостоверяющими личность, то нынче они используют подлинные документы личности, но поддельные визы шенгенских стран или поддельные либо украденные виды на жительство стран-членов Европейского союза. Подобных задержаний стало больше. В том числе мы задерживали граждан таких экзотических для нас государств, как Колумбия или Иордания. То есть расширился круг стран, откуда прибывают нарушители.

- Где они берут фальшивые документы?

- Нельзя однозначно показать пальцем на какое-то государство и сказать: вот "точка", где печатают все поддельные визы. Нелегальная иммиграция остается выгодным бизнесом для преступного мира. Источник фальшивых документов — преступные группировки.

- Объяснениям нарушителей — дескать, купил вид на жительство с рук, чуть ли не на базаре — верить не стоит?

- На базарах такие вещи не продаются. Подобные объяснения — просто первая защитная реакция задержанного. Нарушители не стремятся к откровенности еще и потому, что у них есть родственники, которые уже живут в Евросоюзе, и родственники на родине, которые еще планируют перебираться сюда.

- Вам удается узнать, где все же их снабжают "липовыми" визами и видами на проживание?

- Для этого у нас имеется взаимодействие с пограничниками соседних стран и всего Евросоюза и шенгенского пространства.

- Вступление в Шенген принесло какие-то изменения в ваше сотрудничество с российскими коллегами или россияне придерживаются позиции: охранять шенгенские рубежи — это ваша забота, а мы тут ни при чем?

- В процессе взаимодействия с российскими пограничниками мы используем разные формы и методы — от обмена информацией до совместных тренировок. С этого года внедрено и новшество. Чтобы более успешно выявлять фальшивые документы, у нас разработана с российскими коллегами совместная методика исследования документов, которые вызывают подозрения. Она утверждена пограничными представителями обоих государств. Если, например, у российского пограничника возникнет подозрение в отношении документов лица, выезжающего из России в сторону Эстонии, то встретятся эксперты пограничных служб двух стран и сообща будут разбираться в этой ситуации. Уже есть примеры, когда таким образом удалось пресечь на нарвском направлении попытку нелегальных иммигрантов проникнуть в шенгенскую зону.

- То есть методика проверки документов унифицирована?

- Каждое государство проверяет документы в соответствии со своим законодательством. Нами установлено, что и как делать вместе в случае, если возникают сомнения в подлинности документа.

- Объектом такого совместного исследования документов может стать и российский гражданин, едущий в Эстонию в гости?

- Наша методика предусмотрена для случаев, когда подозрения вызывают документы граждан третьих стран, не Эстонии и не России. Но если гражданин России въезжает в Эстонию и у нас породят сомнения его документы, мы тоже свяжемся с российскими коллегами.

Читайте визу правильно

- Много ли с шенгенскими визами связано нарушений, которые можно назвать неумышленными? Скажем, человек просто ошибся…

- По-прежнему много нарушений закона об иностранцах, говоря иначе — просроченных виз. Объяснения разные: одни признают, что хотели уехать вовремя, но не успели, другие — ошибаются в толковании данных визы. Чаще всего считают, что срок, в течение которого виза может быть использована, — это и есть разрешенное время пребывания в Эстонии, хотя на самом деле в течение этого срока здесь можно находиться лишь определенное количество дней. Есть случаи, когда люди, использовав визу, хотят въехать по ней снова, хотя все дни пребывания в шенгенском пространстве ими уже израсходованы. Имеются и такие, кому въезд в Эстонию и шенгенскую зону вообще запрещен, причем эстонскую границу не имеют права пересечь и те, кто внесен в базу данных всеми другими странами шенгенского пространства. За год у нас было более 170 случаев, когда мы не пропускали людей, попавших под такой запрет, или задерживали объявленных в розыск людей и транспорт.

- Правда ли, что въезжать и выезжать из шенгенского пространства надо через то государство, которое и выдало тебе шенгенскую визу?

- Общепринятое правило: человек ходатайствует о получении визы в посольстве того государства, где он собирается провести больше всего времени. Въехать человек может через любое государство. Что касается выезда, то мы выпускаем и с шенгенскими визами, выданными другими странами.

- На ситуации на "зеленой" границе, то есть вне контрольно-пропускных пунктов, год пребывания в Шенгене как-то отразился?

- Мы должны быть готовы к тому, что попытки переправлять нелегальных иммигрантов в шенгенское пространство могут иметь место и на пограничной Нарове. Но пока таких фактов у нас не отмечено. Поскольку не исключено их появление в будущем, мы работаем над упреждающими мерами в этом направлении.

- Пограничники получили от вступления в Шенген плюсы? Или только дополнительную "головную боль"?

- В период подготовки к вступлению мы получили от Европы хорошую финансовую поддержку, благодаря которой были построены новые здания ряда кордонов, обновлены наши транспортные средства и средства технического наблюдения и контроля. Мы сегодня имеем доступ к обширной общеевропейской базе данных. Наши сотрудники могут участвовать в тренировочных программах, организуемых другими государствами шенгенской зоны. Мы обмениваемся информацией с европейскими коллегами.

- Но с того момента, как Эстония стала членом Шенгена, надеяться на очередной денежный "дождь" для развития пограничной инфраструктуры уже не приходится?

- Европейское пограничное агентство "Frontex" имеет программу, которая поддерживает развитие и совершенствование охраны внешних границ шенгенской зоны. Соответственно, у Эстонии есть возможность готовить проекты, чтобы получать оттуда поддержку. Мы заинтересованы, прежде всего, в развитии систем технического наблюдения за границей.

- Ждут ли путешественников какие-либо новшества при пересечении внешней границы Шенгена?

- На сегодня информацией о конкретных готовящихся новшествах мы не располагаем. Но, в принципе, идет движение к тому, чтобы шенгенские визы со временем стали биометрическими. Пока это только проект.

Поделиться
Комментарии