"Вести" поинтересовались, что можно сделать с национальными меньшинствами за эти немаленькие деньги.

От слов обещают перейти к делу

"Эксперты заверили, что если раньше были только слова, то сейчас они намерены доказать делом пользу интеграционной программы", — так представил новую программу государственный телеканал ETV.

"Мы учли все свои ошибки и при окончательном составлении программы постарались внести туда пожелания всех заинтересованных сторон", — заверила министр Пало.

И хотя по-прежнему обучение государственному языку некоренного населения страны остается одним из приоритетов министра, здесь появились некоторые поправки. По заверениям Пало, правительство поняло, что русскоязычная часть населения — это не только своя языковая группа: среди них есть люди с разным образованием, точкой зрения, гражданством и знанием государственного языка.

"Поэтому к ним должен быть другой подход", — отметила Пало.

Второй сорт — он и есть второй сорт

Депутат Рийгикогу Владимир Вельман считает, что в новой интеграционной программе сохраняется та же линия, которая проводилась на протяжении всех предыдущих лет, и суть ее сводится к тому, что прилагать усилия к объединению общества должны только национальные меньшинства, а коренное население уже будет решать, "свои" они или все еще "оккупанты". По словам депутата, идею национального государства никто не отменял, просто в данной программе она более завуалирована и сглажена.

"Вряд ли это делается намеренно, скорее всего, составители просто не понимают, что нацменьшинства, к примеру, могут воспринимать мир и ситуацию иначе, чем они, а работая по принципу "если мы так считаем, то это только так и никак иначе", далеко не уедешь, — считает депутат. — Что касается стоимости программы, то, это просто хороший бизнес-проект для интеграционного фонда".

Социолог Ирис Петтай также считает, что новый проект не сумеет исправить допущенные ранее ошибки, одним из следствий которых стала "пролетаризация" некоренного населения.

"Их не берут на хорошую работу не потому, что они не знают эстонского или являются плохими специалистами, а потому, что они не являются эстонцами", — описала Петтай типичную для нашего рынка труда ситуацию. В результате, по ее мнению, некоренное население изначально "выдавливается" на наименее престижную и низко оплачиваемую работу.

Деньги потратят, а толку не будет

По мнению директора Центра информации по правам человека Алексея Семенова, плюсы в новой интеграционной программе все-таки есть.

"Разработчики проекта наконец-то поняли, что одного изучения языка для интеграции недостаточно и что социальное неравенство между коренным населением и нацменьшинствами все же существует, а это уже хорошо", — отметил он. По мнению Семенова, несомненным плюсом программы является и то, что обучать эстонскому языку теперь будут бесплатно. Правда, для начала планируют обучить всего 400 человек, а что будет потом — пока не понятно.

Семенов согласился с мнением Вельмана о том, что все усилия по строительству сплоченного интегрированного общества, судя по всему, опять предполагается переложить исключительно на нацменьшинства. Вопрос о том, насколько адекватна стоимость программы, Семенов назвал риторическим, добавив, что никаких признаков того, что программа будет успешной, он не видит.

Хотели как лучше, а получился Цыбуленко

"Вообще весь процесс составления программы мне не очень понятен, — признал Семенов. — Я не понимаю, исходя из каких принципов была набрана команда составителей, почему руководившего концептуальной основой предыдущей программы Райво Ветика не пригласили заниматься этим снова".

Отметим, что при этом в экспертную комиссию по составлению новой программы был приглашен Эуген Цыбуленко, полностью поддержавший действия правительства во время "бронзовой ночи", а затем выступивший в поддержку цензуры при ретрансляции на Эстонию российских телеканалов.

Директор Института международных и социальных исследований при Таллиннском университете Райво Ветик не захотел комментировать вопрос о том, почему его не допустили к разработке новой интеграционной программы. Он при этом уверен, этот документ нуждается в широком обсуждении.

"Программа направлена на интеграцию, а не на ассимиляцию, как некоторые считают, но я думаю, что она несколько размыта и не доработана", — пояснил Ветик. По его словам, программа содержит в себе много правильных идей, но они не составляют одного целого, и не очень понятно, каким образом государство собирается претворять их в жизнь.

Меньшинствам лучше, чем коренным?

Профессор психологии Вольдемар Колга также не считает новую программу идеальной, однако предлагает оценить усилия государства, которое пытается помочь национальным меньшинствам. Он предлагает извлекать выгоду из новой программы.

"Разве это не здорово, что теперь можно участвовать в различных мероприятиях, смотреть новости Эстонии, бесплатно учить язык и т.д.? — задается вопросом профессор. — Почему бы не принимать эту программу не в штыки, а как возможность развивать себя?"

По мнению Колга, в некотором роде меньшинствам повезло, ведь у них имеется отличная мотивация и возможность быть лучше эстонцев, больше знать и уметь.

"Глупо начинать интеграцию с навязывания языка, гораздо разумнее было бы рассказать о своем народе, о его истории и культуре, тогда люди сами захотят выучить язык, чтобы чуть больше узнать о заинтересовавших их вещах, считает он. — Ведь на самом деле язык — это всего лишь средство общения, а не самоцель".

Что касается социального неравенства между коренным населением и нацменьшинствами, то, по мнению Колга, это естественные психологические процессы, и о намеренной дискриминации тут говорить не приходится.

Поделиться
Комментарии