Многие русские политики вот уже много лет строят свои карьеры на защите прав неграждан. Просто соловьями разливаются на тему их лишений. Но как только этим "лишенцам" кто-то собирается хоть что-то дать — соловьи тут же замолкают, а в права вступает вышеупомянутая жаба. Вот вам свежайший тому пример: Государственная Дума России собирается рассматривать вопрос о разрешении на безвизовый въезд в РФ для лиц без гражданства, проживающих в Эстонии и Латвии.

К какому бы решению ни пришла Госдума, это внутреннее дело России, на мой наивный взгляд, никоим образом не ущемляющее интересы ни граждан, ни просто жителей других стран. Но российская сторона обратилась к русским общественным организациям Эстонии с вопросом, как они смотрят на эту инициативу. И в "Новостях Эстонии" (ПБК) прозвучало, что и член Координационного совета российских соотечественников Андрей Заренков, и председатель Объединения российский граждан в Эстонии Владимир Лебедев… против.

Казалось бы, почему? Я, например, не общественная организация, но первой реакцией на новость было: "Вот здорово!" Владимир Лебедев по телевидению мотивировал свой протест тем, что у людей было достаточно времени для того, чтобы определиться с гражданством, Андрей Заренков — туманно: вопрос непростой, возникнут некоторые сложности.

И вот я своим бабьим умом не могу понять — ну и что, что времени было достаточно, и чем вопрос замысловатый? Где поп, а где приход? И кажется мне, что если отбросить хитрые политические формулировки, все можно объяснить просто: мы очень не любим, когда что-то дают не нам, даже если при этом у нас ничего не отбирают.

Отличить "нас" от "не нас" легко, для этого врожденного классового чутья иметь не нужно. Подсчитаем, на сколько сортов "русскоязычные" разделены здесь официально. Правопреемственные граждане — раз, натурализованные — два, граждане России — три, граждане иных государств — четыре, неграждане — пять. Да и внутри каждой из этих групп есть "мы" и "не мы" (идейные, безыдейные, малоидейные и пр.). И друг друга мы не любим. И ничего друг другу не дадим. И объединиться не можем. Поэтому так и живем.

Прокомментировавший свою точку зрения нашей газете г-н Лебедев считает серопаспортников людьми политически неактивными. А что, где-то сказано, что путешествовать без визы имеют право только политически активные (морально устойчивые, без вредных привычек, не проживавшие на оккупированных территориях)?

Открою страшную тайну: подавляющее большинство нормальных людей во всем мире — политически неактивно. Открою вторую: это чаще всего не имеет ни малейшей связи с гражданством. И третью: из перемещающихся по свету в рамках безвизового режима самую большую головную боль у правоохранительных органов вызывают как раз политически активные — от террористов до антиглобалистов. Так что отсутствие этой самой активности является лучшей рекомендацией для туриста.

Почему возможность ездить в Россию без визы лишит "инертных негров" стимула определяться с гражданством и кто уполномочил г-на Лебедева так печься об этом стимуле? Да и поздновато о нем печься: по вине несознательной Татьяны Жданок, убедившей такой же несознательный Брюссель в том, что "негров" можно пускать без визы в Европу. Из эстонских русских политиков этим, увы, рук никто не замарал.

Вообще рассуждения о политической неактивности серопаспортников — очередная спекуляции. Все отлично знают, что кто-то не желает быть гражданином Эстонии как раз по "идейным соображениям", но не берет гражданство другой страны по той простой причине, что "в случае чего" его могут выслать. Кто-то (и такие нам известны) не хочет быть гражданином России потому, что родился и вырос в Эстонии. Современная Россия для таких — незнакомая страна, при этом они искренне не понимают, почему должны предпринимать шаги для того, чтобы натурализоваться на собственной родине. Эта группа упрямо надеется, что рано или поздно эстонское гражданство ей дадут "просто так".

Второй аргумент Владимира Лебедева как нельзя лучше подтверждает мое подозрение насчет нелюбви к раздачам для "не своих". У российских граждан, видите ли, полно проблем, а Россия тут вдруг со своей инициативой! Да еще по отношению к кому! К чужим! К неопределившимся! Как пострадают от этого эстонские граждане России — неясно, но обида гложет: посягают на священную корову, на привилегию ездить в РФ без визы.

Не хотелось бы уподобляться, но из вредности выпущу на волю свою жабу: а чего это у нас за такая высшая каста — граждане РФ, которые теперь и на запад, и на восток — повсюду без визы? Так может, во имя беспрецедентной экономии времени и средств они согласятся потерпеть "проблемы и бюрократические препоны", на которые ссылается Владимир Лебедев? Спасибо, конечно, Владимир, за заботу о нас, "соотечественниках с синими паспортами", но это такой популизм, что дальше уже и ехать некуда: как вы предлагаете отличать тех граждан Эстонии, которым можно следовать в Россию без визы, от "несоотечественников" — по антропометрическим данным или умению выразительно читать "Слово о полку Игореве"?

У всех свои взгляды, свои интересы, но хорошо бы при этом оставаться людьми. Отношение к серопаспортникам, которые могут голосовать лишь на местных выборах, — это некая лакмусовая бумажка, которая показывает, кто есть кто из наших "общественных деятелей". На мой взгляд, разумный общественный деятель, который радеет не только о себе и собственных сиюминутных выгодах, а действительно думает об интересах соотечественников и смотрит в будущее, поддержал бы инициативу Косачева. Почему — пусть хорошенько подумает головой и включит воображение.

Пока же мы приглашаем к дискуссии Андрея Заренкова и предлагаем ему продемонстрировать urbi et orbi его жабу, то есть, выражаясь политически корректно, более развернуто объяснить свою позицию по данному вопросу.

P.S. Интересно, а что думают по этому поводу жабы других русских общественных организаций, в том числе и Латвии?

Поделиться
Комментарии