Если до сих пор обязанность найти, выбрать и предоставить государственного защитника вменялась следователю или прокурору, то по планам, предложенным юристами Минюста, скоро это будет делать адвокатура. Таким образом, отпадут подозрения, что сторона обвинения специально выбирает оппонентов по собственному вкусу — cтарых знакомых и, возможно, более сговорчивых юристов.

Права подследственного вторичны

До сих пор защита оказавшегося под следствием человека могла назначаться тремя способами. Первый, когда подозреваемый, обвиняемый, имеет деньги и может самостоятельно обратиться к опытному защитнику, заключить с ним договор в частном порядке и, таким образом, получить квалифицированную правовую помощь.

Вторая, когда подследственный отказывается от каких-либо адвокатов и пытается либо защищаться самостоятельно, либо, махнув рукой на собственную судьбу, мирно идет ко дну. Впрочем, в процессе расследования уголовных дел, в некоторых случаях адвоката назначают в принудительном порядке, когда того требует процедура проведения следственных мероприятий.

И третий способ, когда адвоката предоставляет государство. Поскольку услуги частного юриста стоят немалых денег, так называемые государственные адвокаты без работы не сидят. Качеством-то их работы и озаботилось Министерство юстиции.

Как пояснили специалисты, трудно говорить о демократии и соблюдении прав человека, когда оппонента выбирает сам следователь. Нередко получалось так, что противоборствующие стороны процесса оказывались давними приятелями, которым просто удобно и приятно работать вместе. Так возникли подозрения в кумовстве, а значит, налицо нарушение прав подследственного.

Чиновники министерства предложили делегировать обязанность выбирать и предоставлять защитника адвокатуре. Именно адвокатское братство должно будет определиться, кто пойдет в суд, а значит, представителям следственных органов придется не только соблюдать каждую букву закона, но и чище работать, чтобы дело не рассыпалось в суде.

Как удалось выяснить "Вестям" участники уголовных процессов усматривают в новом законопроекте как плюсы, так и минусы. Причем каждой из сторон есть, в чем упрекнуть друг друга.

Скорость и торможение

Заведующая криминальным отделом Департамента полиции Криста Аас пояснила, что изменения в законе могут как облегчить, так и осложнить работу человека, проводящего расследование.

С одной стороны, по словам Аас, если адвокатура, которая будет обязана незамедлительно отреагировать и прислать защитника, займется исполнением представленного ей права, следователь сможет сконцентрироваться на расследовании уголовного дела и перестанет тратить время на поиски адвоката.

Законодатель указал, что следователь стремится к быстрому завершению расследования, а потому выбирает тех, с кем работал и знает, что с этим человеком скорость будет соблюдена. Насколько сильно это нарушает права подследственного, знают только сами подозреваемые и обвиняемые. При этом, как уточнила Аас, прежний закон обязывал следователя действовать с максимальной скоростью. Причем если полицейский или прокурор хочет идти по горячим следам, а задержание выпало на выходные или государственные праздники, то приходится "прибегать ко всем возможным средствам".

И именно в этих сжатых сроках представитель полиции видит негативную сторону законопроекта. По идее, адвокатура должна назначить защитника максимально быстро и сделать так, чтобы он был доступен в любое удобное для следствия время.

Проволочки, по словам Аас, могут возникнуть, если адвокатура не станет в полном объеме выполнять наложенное на них обязательство. Например, задержали несовершеннолетнего. Без защитника нельзя проводить следственные мероприятия. Назначить его самостоятельно следователь уже не сможет, адвокатура никого не прислала. В результате, подозреваемого придется освободить.

"Нарушать права подозреваемого, конечно, нельзя — но в случае, если при проведении следственных мероприятий необходимо участие адвоката, а защитника нет, работа просто останется невыполненной", — пояснила Аас.

Делают деньги на судьбах людей

Генеральный прокурор Государственной прокуратуры Норман Аас, пояснил, что действующая сейчас система в определенном смысле выгодна адвокатам и опасна для подследственных.

"Сегодня в сфере оказания услуг по заказу государства среди адвокатов существует определенная конкуренция. Есть защитники, которые специализируются именно на оказании заказанных государством услуг и чей основной доход зависит от выполнения такой работы", — поделился генпрокурор.

Желание не потерять хлебное место, по мнению Ааса, заставляет таких адвокатов добиваться расположения расследователя. С точки зрения правового государства, как считает прокурор, такое стремление завязать дружбу, чтобы заработать, неприемлемо. "Поэтому разумно изменить эту систему так, чтобы адвоката выбирал не следователь, а так называемая адвокатура", — сказал он.

В то же время прокурор отметил, что закон и требования к адвокатуре должны заранее подумать о том, чтобы обязать адвокатуру оперативно реагировать на требование предоставить защитника. "В процессе уголовного производства довольно часто нужно найти адвоката в течение считанных часов", — добавил генеральный прокурор.

Судом чести по лентяям

С тем, что действующий порядок назначения адвокатов порочен, согласны и известные адвокаты. "Это очень серьезная проблема. Мне нередко приходится принимать в работу дела, где уже на первой стадии следствия, когда работал назначенный защитник, были допущены такие ошибки, что все приходится начинать с нуля", — поделился присяжный адвокат Анатолий Ярославский.

Очень яркий пример — разбирательства по событиям "бронзовой ночи". "Знаете ли вы, сколько задержанные в те дни люди подписали признаний в деяниях, которых они не совершали! Если бы рядом был грамотный адвокат, многих недоразумений и последующих проблем можно было бы избежать", — считает Ярославский.

Защитники, специализирующиеся на государственной защите, держат это направление в своих руках. Во-первых, это колоссальные деньги, а во-вторых, чаще всего работа не пыльная.

Изменение закона, по мнению Ярославского, четко расставит все по своим местам. "Поскольку распределять заказы будет руководство адвокатуры, оно же потом станет проверять качество проделанной работы. Возможно, это заставит некоторых коллег заниматься делом", — пояснил присяжный адвокат.

Он добавил, что так называемый "суд чести", который применяется в адвокатской среде, одно из самых строгих наказаний.

Кстати, как считает именитый адвокат, появление расторопных и въедливых защитников заставит работать и следственные органы. Та халтура, которую порой они допускают в расчете на то, что друг-адвокат бумажку пропустит, должна исчезнуть.

Поделиться
Комментарии