Впрочем, давайте по порядку. Итак, мы на средневековом Вышгороде, или, как здесь говорят, на Тоомпеа. На площади Лоссиплатс за спиной у нас бело-розовый, построенный в екатерининские времена дворец генерал-губернатора, ныне - здание парламента. Впереди - кафедральный собор Александра Невского. Чуть правее и ниже - Комендантский дом, в котором жил прадед великого поэта и Арап Петра Великого. Левее от собора в ряд сросшихся фасадов втиснут домик, в котором, бывая в Ревеле, останавливался сам император.

Это вам и без меня расскажет гид. А вы обойдите собор справа и спуститесь под арку во двор квадратной Девичьей башни и окажетесь там, где шли натурные съемки фильма про «Любовные затеи сэра Джона Фальстафа». Вдоволь налюбовавшись этим кусочком средневековой Англии (можно под чашечку кофе через окно расположенного в башне кафе), возвращайтесь наверх к собору. Сбегающая вниз улица Пикк Ялг (Длинная нога) вовсе не узкая таллинская улочка, а та самая, в итальянском городе Кремона, по которой изо всех сил несся стащивший булку беспризорник Антонио. Спасаясь от преследования, он вскакивает в карету к своему будущему наставнику скрипичному мастеру Амати. Узнали? Конечно же, это из «Визита к Минотавру». А мальчишка – это Страдивари в своем доскрипичном детстве. Правда, в карету он вскакивает не в конце Пикк Ялг, а совсем на другой таллинской улице – Олевимяги. Но это не важно.

Прежде чем спуститься по Длинной ноге в нижний город, пройдемся по верхнему – Вышгороду. В двух шагах от начала этой самой ноги стоит Домская церковь. Если она открыта, войдите. Этот храм был приходской церковью всего жившего на территории Вышгорода дворянства и рыцарства. Штакельберги, Унгерн-Штернберги, Стейнбоки, Тизенгаузены… Что ни имя, то глава в "Истории государства российского". Кстати, один из Тизенгаузенов, павших на полях войны 1812 года, послужил Льву Николаевичу Толстому прототипом Андрея Болконского. Каменное надгробие молодому барону находится в церкви. А купа раскидистых вековых лип перед самой церковью – это уже кусочек Парижа из мушкетерского боевика по известному роману Дюма.

Минуя Домский собор, оставив по левую руку зеленый дом Рыцарства, а по правую сначала мрачный плитняковый особняк Унгерн-Штернбергов (Президиум Академии наук), потом желто-белый Бенкендорфа (того самого!), вы попадете чуть ли не к самым истокам кинематографической карьеры Таллина – на смотровую площадку, с которой видно знакомое всем море черепичных крыш нижнего города. Где-то там, между ними, и был натянут трос, по которому чуть ли не полвека назад прошел Алексей Баталов – Тибул из «Трех толстяков». Говорят, Алексей Владимирович прошел этот путь сам, а хождению по проволоке он учился год и два месяца.

В актерской биографии Таллина есть еще одна сказочная роль – «Города мастеров». Этот величественный, если верить автору сказки, город во время съемок уместился на пятачке - перекрестке улиц Лаборатоориуми и Айда. Его можно разглядеть сверху с все той же смотровой площадки. На перекрестье улиц у входа в крепостную башню снимался бой предводителя горожан метельщика Караколя с подручным злодея-герцога, захватившего этот вольный город. Потом продолжение боя, как это нередко случается в кино, было перенесено в другое место – на окраину Таллина, в развалины монастыря святой Биргитты. Он многим знаком по еще одному фильму – «Последней реликвии» Георгия Кроманова, снятому по мотивам эстонского классика авантюрно-исторического романа Эдуарда Борнхёэ. Кстати, двоюродного брата другого эстонского классика – Эдуарда Вильде.

Однако вернемся с окраины в центр. Теперь уже в так называемый Нижний город. К прекрасно сохранившейся опоясывающейся его крепостной стене. Совсем рядом с «Городом мастеров» находится кусочек таллинского Эльсинора. Сам бутафорский замок был поставлен на обрывистом берегу моря километрах в 30 западнее Таллина. С тех пор это место зовется Горкой Гамлета. А вот "внутренности" замка снимались в самом Таллине. Это кусок стены между башнями Нунне, Сауна и Кульдъялг рядом со старейшей в городе и всей Эстонии гимназией Густава-Адольфа. Кстати, основанной чуть ли не в шекспировские времена – в 1631 году. Если вход в башню Грезбеке, у которой бились герои «Города мастеров», замурован, то вход на галерею крепостной стены, где развертывались сцены из Гамлета, теперь открыт. Если хотите, за чисто символическую плату можете подняться наверх и представить себя на месте принца датского или …да хоть Гертруды, Офелии или Клавдия. Кому кто ближе.

Пройдя вдоль стены или по вьющимся возле нее улочкам, в конце концов вы выйдете к большим морским воротам. Ориентир – самая мощная в диаметре башня Толстая Маргарита. Ну кто может сегодня представить, что раз это морские ворота, то море было где-то совсем рядом, а не в полуверсте! В Большие морские ворота упирается улица Пикк (Длинная), а параллельно ей справа - Лай (Широкая). Длина и ширина улиц в средневековом городе - понятие скорее эмоциональное. Одна чуть пошире, другая чуть подлиннее… Не важно. Важно, что совсем коротенькой, соединяющей их улочке Хобузепеа (Лощадиная голова) – аккурат возле нынешнего посольства России - было суждено сняться в роли лондонской Бейкер-стрит. Постойте и представьте шагающего по ней Ливанова – Холмса, Соломина – Ватсона. Вот-вот зазвучит знакомая музыкальная сигнатура сериала и знакомый голос Рины Зеленой – миссис Хадсон произнесет: «К вам посетитель, мистер Холмс». Кстати, чуть ближе перекрестка с Хобузепеа находится улица – тезка лондонской Бейкер-стрит - улица Пагари (Пекарная). Кинематографическими талантами ее бог обделил. А может, вовсе и не бог, а тогдашние обитатели занимающего всю правую сторону улицы здания. Здесь находился КГБ Эстонии. В общем, не снималась эта улица тогда, не снимается и сейчас. Смена власти редко означает полную смену профессии здания. Сейчас здесь находится МВД Эстонии. Поэтому лучше пройти мимо и потом свернуть вниз налево. Собственно, из-за пустяка – увидеть уголок заштатнейшего провинциального румынского городка из фильма «Безымянная звезда», в котором Игорь Костолевский играет астронома. Не городок – какое-то Козье болото, в котором даже поезда не останавливаются. А сняли по воле режиссера Михаила Козакова в Таллине.

Мельком глянув на этот румынский угол улиц Вене (Русская) и Олевимяги (помните описанный чуть ранее эпизод из «Визита к минотавру»?) , кстати, сильно похорошевший в последнее время, стоит двинуться вдоль Вене по направлению к самой магазинной улице Таллина - Виру. По ней через Ратушную площадь на улицу Харью.

Там, где сейчас законсервированы развалины разрушенного войной квартала, была Фландрия времен Тиля. Пылал костер, и именно здесь сжигали угольщика Клааса. Операторы снимали казнь из окна киностудии «Таллинфильм». В день съемок, говорят, разгулялся ветер, и бутафорское аутодафе грозило перейти в настоящее. Фламандец Клаас крыл оператора отборным русским матом и требовал, чтобы его сняли с костра, а ассистенты кричали: «Дубль пятый!» Но все кончилось благополучно…
На улице Ратаскаэву висят флаги со свастикой. Идут съемки фильма «Где-то плачет иволга» про русскую участницу бельгийского Сопротивления Марину Шафрову... Прах «бельгийской Жанны д'Арк», тайно казненной нацистами в Кельне, по личному приказу королевы Елизаветы был найден в 1947 г. и перезахоронен на брюссельском кладбище Иксель.

Поделиться
Комментарии