Свои фонды направил в страну и Китай, так как Таджикистан может потенциально сыграть важную роль в развитии пекинского шелкового пути. Принимая экономическую помощь, Таджикистан пытается балансировать между Россией, Китаем, Европой и Америкой, чтобы не зависеть от политики вспомоществователя и сохранить право самостоятельно принимать решения.

В то же время Таджикистан является одним из беднейших регионов на постсоветском пространстве, в котором власть остается авторитарной. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон пребывает на своем посту уже четвертый срок. В соответствии с законом 2015 года его именуют лидером нации, а с 2016 года в стране решено отмечать и день президента. В то же время в парламенте идет работа над законопроектом, позволяющим Эмомали Рахмону править страной столько, сколько он пожелает.

Страх перед исламским экстремизмом

Почти 90 процентов таджиков мусульмане, однако не слышно, чтобы с мечетей в Таджикистане раздавались азаны. Странным образом не заметно указывающих на религию примет и в городском пейзаже. Решением президента страны год назад запрещено ношение закрывающей все лицо одежды черного цвета, также запрещены и бороды длиной более 5 см. Последние исследования показывают, что за длиной волос следят. В речи по случаю дня матери президент подчеркнул, что ношение черных одежд не является местным обычаем таджиков и его следует избегать. Когда я спросил у водителя, есть ли у вас мечети, он рукой показал на одну. Просто их не демонстрируют публично, и с непривычки их не особенно заметишь в уличном пейзаже — перед мечетями, как и перед другими домами, идет повседневная рыночная торговля.

Подавление ислама не случайно. Оно систематически осуществлялось в советское время, и эту политику проводит находящийся уже третий срок на своем посту президент. Согласно официальной точке зрения, это вызвано прежде всего борьбой с экстремизмом, поскольку Таджикистан граничит с Афганистаном.

Права человека − избирательно

Третий сектор в Таджикистане зависит только от внешнего финансирования, особенно в том, что касается вопросов, связанных с правами человека. В производстве находится законопроект, согласно которому организации третьего сектора должны регистрировать все свои международные проекты в Министерстве юстиции. Это может привести к серьезным препятствиям для осуществления этих проектов. Подобный шаг таит угрозу развитию третьего сектора в Таджикистане, который очень сильно зависит от помощи из-за рубежа, в том числе от поступающей из Эстонии помощи. Эстонский центр по правам человека содействует развитию равного обращения в организациях Таджикистана.

Большая заинтересованность в равном обращении есть, но лишь в одном аспекте. С одобрения президента сейчас занимаются только правом женщин на работу, чтобы активнее привлекать их на рынок труда. Такая потребность обусловлена тем, что большинство мужчин уехало на заработки за границу. Права других групп — людей с ограниченными возможностями, сексуальных меньшинств, разведенных женщин, детей — не являются приоритетными. Наибольшую проблему представляют разведенные женщины, о которых не заботятся даже их семьи, дети, растущие в интернатах без родителей, детские браки и эпидемия ВИЧ. Тем более надо уделять внимание созданию сети сотрудничества, чтобы организации, представляющие различные сферы деятельности, сообща действовали во имя более демократичного общества.

2015 год не принес Таджикистану ничего хорошего в области развития прав человека. Более всего снизился индекс свободы прессы, и, согласно отчету Human Rights Watch, за год резко ухудшилось положение с правами человека: оппозиционные партии приравнивают к террористическим организациям, а членов их арестовывают; критиков правительства лишают возможности высказываться и сажают в тюрьмы; журналисты и организации третьего сектора подвергаются преследованиям.

В то же время опыт Центра по правам человека в Таджикистане показал, что местный третий сектор испытывает острую потребность в знаниях и хочет видеть изменения, которые без иностранных консультантов попросту невозможны. Мы сами убедились в том, какое неизгладимое впечатление произвела недельная поездка в Таллинн на мысли и поступки некоторых ее участников. Опыт Таджикистана показал, что проблема равного обращения актуальна повсюду, независимо от уровня благосостояния общества.

Поделиться
Комментарии