В тот же день десять лет назад, 14 сентября, при участии 555 835 человек было принято решение, которое без какого-либо риторического преувеличения было историческим. В тот день на народном голосовании большинством голосов (66,8%) народ решил присоединиться к Европейскому союзу. Как для сторонников, так и для противников этого решения народное голосование существенно изменило наши условия жизни.

Конечно, такие изменения в Эстонии намного сложнее заметить, нежели развитие десятилетнего ребенка. Пожалуй, лучше всего известно, что Эстония получает много денег, то есть примерно 15% от государственного бюджета поступает из кармана европейских налогоплательщиков. Менее ощутим, но с экономической точки зрения даже еще более значим тот факт, что эстонские предприятия без каких-либо ограничений наслаждаются доступом на общий рынок, где продают примерно 65% всего произведенного здесь товара.

Наиболее угрожающим изменением считается, несомненно, эмиграция людей, которой способствует европейский принцип свободного передвижения рабочий силы. С другой стороны, именно благодаря этой свободе после экономической депрессии наши показатели безработицы имеют терпимые значения, так как для многих семей работа за границей означала выход из бедности.

Разумеется, Европейский союз в 2013 году уже не то объединение, каким он был десять лет назад. В последние годы его историю потрепал серьезнейший экономический кризис, и это, естественно, понизило доверие многих народов к ЕС.

Поразительным образом убежденность жителей Эстонии в правильности решения десятилетней давности возросло. В отличие от большинства народов Восточной Европы, субсидия Евросоюзу ни разу не опускалась ниже того значения, которое было во время народного голосования.

Наша самобытность объясняется несколькими причинами. Во-первых, наши ожидания в отношении Европейского союза реалистичны, и поэтому результат не вызвал у людей разочарования. Во-вторых, опросы общественного мнения показывают, что для жителей Эстонии всегда была важна судьба экономики, а экономическое влияние Евросоюза было ясно ощутимо. Особенно на дне кризиса во время экономической депрессии, когда Эстонское государство было в состоянии инвестировать только т.н. ”евроденьги”. На момент вступления в Европейский союз, в мае 2004 года, лучшие экономические аналитики Эстонии предсказывали, что средняя зарплата в Эстонии к 2010 году поднимается с тогдашних 466 евро до 748 евро. Хотя тогда прогноз считался слишком оптимистичным, по данным Департамента статистики, в 2010 году среднемесячная брутто-зарплата составила 792 евро, а к настоящему моменту поднялась до 976 евро.

По прошествии десяти лет после того, как было принято то решение, есть время подумать, какой Европейский союз нужен нам в ближайшие десять лет? Составители ”Отчета о человеческом развитии в Эстонии за 2013 год” опросили 177 экспертов, выяснив, какие взгляды на будущее Европейского союза политики, ученые, экономисты и культуроведы считают самыми полезными. Из шести вариантов более половины экспертов предпочли, чтобы ЕС оставался объединением национальных государств, но вместе с постановкой ему дополнительных задач. Почти никто не поддержал идею о том, чтобы расформировать Евросоюз или позволить ему развалиться.

Какое будущее предпочитаете вы? Отвечая на этот вопрос, советую вам обдумать, какой была бы жизнь в Эстонии в случае, если бы мы не вступили в Европейский союз. Как это повлияло бы на развитие нашей экономики, свободы людей и защищенность общества?

Поделиться
Комментарии