Бунт французских иммигрантов заставил наших экспертов задуматься о том, не грозит ли Эстонии в будущем повторение подобного сценария. Эстония, как и Франция, стареющая страна, и уже сегодня испытывает заметный недостаток в рабочей силе, причем с каждым годом эта проблема будут обостряться. Какова должна быть миграционная политика Эстонии для того, чтобы в стране, во-первых, хватало рабочих рук для содержания наших пенсионеров и всей социальной сферы и, во-вторых, не возникало острых противоречий между местным населением и пришельцами?

Все мы родом из СССР

Эксперт по межнациональным отношениям Яна Кримпе считает, что Эстония сумеет избежать французского сценария, если мы поставим перед собой и выполним две основные цели. А именно: убедим тех, кто уже живет здесь, остаться и работать дальше, и грамотно наладим миграцию из близлежащих регионов, прежде всего — из республик бывшего СССР. "Мы находимся в уникальной и выгодной ситуации: в отличие от европейских стран и России, мы располагаем большим количеством людей разных национальностей, которые живут здесь многие годы, знакомы с местными законами и реалиями и поэтому обладают куда большими перспективами, чем новые иммигранты, так давайте сделаем так, чтобы им было комфортно и они могли полностью реализоваться", — призывает Кримпе. Пока что, подозревает эксперт, наше государство все делает наоборот.

"Посмотрите, сколько препятствий сейчас ставится перед теми неэстонцами, уже давно живеущими в Эстонии и желающими легализоваться- натурализоваться, чтобы жить дальше", — говорит Кримпе. В качестве примера она приводит себя: гражданке Эстонии пришлось письменно объяснять властям, почему она хочет жить здесь, а не ехать куда-нибудь за не имеющим синего паспорта мужем. Подобных бюрократических и законодательных препятствий, по мнению эксперта, множество, особенно для тех, кто не является гражданами. В результате получается, что Эстония, вместо того, чтобы стараться оставить у себя проживших в стране долгие годы людей, наоборот, подталкивает их к тому, чтобы они уехали. "И кто их заменит?" — задается вопросом эксперт.

Кримпе отмечает, что Париж оказался окруженным мусульманскими пригородами в результате не только прямого завоза иммигрантов, но и того, что эти иммигранты начали звать к себе семьи. Многие проживающие в России, на Украине, в Белоруссии братья, сестры и племянники не прочь приехать к родственникам в Эстонию, но при нынешних правилах это крайне сложно. "Пусть едут — конечно, те, кто хочет и может здесь работать и учиться, — считает Кримпе. — Лучше это будут близкие нам по менталитету и навыкам люди, но сейчас, чем не известно кто и не известно откуда, но потом". Эксперт напоминает, что завозить рабочую силу придется все равно.

Нужна экономика высоких зарплат

Социал-демократ Эйки Нестор считает, что изменение политики в области миграции и натурализации нам не поможет. "Даже если пустить сюда родственников из России и Украины, они поживут здесь немного, а потом потянутся дальше — туда, где зарплаты выше", — считает депутат Рийгикогу. По его мнению, единственный выход для страны с тяжелой демографической ситуацией — сделать так, чтобы минимальным количеством рабочих рук достигать как можно больших экономических результатов. Для этого нашу экономику низких зарплат нужно сделать экономикой высоких зарплат.

Сейчас, по мнению Нестора, эстонская экономика — это экономика субподряда, где много людей делают простую работу за маленькую зарплату. И те, кто умеет делать эту работу лучше других, уезжают — туда, где за тот же труд платят больше. А нужна нам экономика инновационная, в которой ведущую роль играют высококлассные специалисты с высокой зарплатой. В этом случае, уверен Нестор, люди не будут уезжать за границу, потому что станут получать здесь не меньше, чем там. И тогда Эстонии не придется сталкиваться с проблемами дефицита рабочей силы и, соответственно, интеграции новых иммигрантов.

Природа не терпит пустоты А вот центрист Виктор Васильев скорее склонен согласиться с Яной Кримпе. "Природа не терпит пустоты, — говорит он. — И если у нас будет рождаться все меньше детей, то освободившееся пространство кто-то займет, вопрос — кто". Васильев сомневается, что в Эстонию, как в свое время во Францию, потоком хлынут представители других культур и рас — хотя бы потому, что в Эстонии другой климат. Тем не менее, если дефицит рабочей силы начнет угрожать экономике и нашему благополучию, имеет смысл пересмотреть некоторые законы и правила с тем, чтобы родственники уже проживающих в Эстонии людей могли приехать сюда, чтобы жить, работать и платить налоги.

"Те неэстонцы, которые хотели уехать из Эстонии, уже уехали, — считает Васильев, — А оставшиеся — это лояльные, приспособившиеся к местным условиям люди, и их родственники будут приезжать сюда не на пустое место — они смогут рассчитывать на помощь при адаптации". При этом, говоря о направленной миграции рабочей силы из соседних регионов, Васильев призывает думать не только о России, но и, например, о Латвии и Литве. Однако при всем этом Васильев считает, что главным в решении связанных с дефицитом рабочей силы проблем является экономическое благополучие Эстонии: чем богаче страна, тем меньше желающих уехать из нее на заработки.

Денег много не бывает

"Жалобы руководителей крупных предприятий — необоснованны. Заявления о том, что, дескать, рабочей силы у нас не хватает — это популизм. Дело в том, что предприятия не хотят много платить, естественно, что люди не хотят идти туда работать", — полагает политолог Тоомас Алаталу.

Что касается тех людей, которые уже долго живут в Эстонии и все никак не могут получить гражданство, а, соответственно и равные права с коренными жителями, то в этом виноваты в первую очередь они сами, считает Алаталу.

"Государство постоянно идет на уступки. Условия сдачи экзамена на гражданство облегчены в 20-25 раз по сравнению с тем, с чего все начиналось", — говорит он. Нет никакого смысла упрощать процедуру еще больше, поскольку неграждане сидят и ждут у моря погоды, мол, в скором времени еще больше все упростят, а там, глядишь, и так дадут. "Надо менять менталитет советского человека", — считает Алаталу.

Он также полагает, что не стоит торопиться и с облегчением миграционной политики. Евросоюз в связи с французскими событиями сейчас, наоборот, ужесточает условия въезда граждан из третьих стран. "Не надо спешить с этим вопросом, надо подождать немного", — говорит политолог и добавляет, что в плане рабочей силы не стоит особенно надеяться и на Россию, поскольку оттуда может хлынуть поток преступности.

Ресурсы есть, нужно их использовать

Исамалийтчик Март Нутть также считает, что в Эстонии нет дефицита рабочей силы. "У нас около 10 процентов безработных!", — говорит он и подсказывает, что надо сделать, чтобы исправить ситуацию. В первую очередь необходимо заняться переподготовкой тех, кто сегодня сидит без работы. Если же предприятию не хватает узких специалистов, которых не готовят в Эстонии, тогда, конечно, можно говорить и о привлечении рабочих из других стран. "Но при этом к нам приедут всего несколько высококлассных специалистов, а не тысячи простых рабочих", — считает Нутть.

"Также нет никакой связи между гражданством и работой", — уверяет политик. Гражданство, по его мнению, дает человеку всего лишь право принимать участие в политической жизни страны: избираться и быть избранным. "А если он не собирается идти в политику и имеет постоянный вид на жительство, то у него такие же права, как и у граждан. Так что я не вижу никакого смысла в том, чтобы упрощать процедуру натурализации", — говорит Нутть.

Он согласился, что придётся привлекать рабочую силу из третьих стран, если ситуация с местными рабочими все-таки придет в полный упадок, но отметил, что никак нельзя смотреть на это сквозь призму расизма. "Лучше к нам приедет профессиональный индус, чем непрофессиональный молдаванин", — уверен Нутть.

Долой бюрократию

"Эстония не сможет развиваться дальше, пока в стране настолько плоха демографическая ситуация, поэтому нам необходима экономическая миграция", — подчеркнул заместитель директора Балтийского судо-ремонтного завода Дмитрий Кубышкин. И, тем не менее, радикально менять миграционную политику, по его словам, не стоит, поскольку это может привести к нежелательным процессам.

По мнению Кубышкина, необходимо ввозить рабочую силу в Эстонию на время. "Однако для этого необходимо упростить процедуру приезда человека на работу в Эстонию. Сегодня весь процесс у нас занимает в 3-4 раза больше времени, чем в Литве", — говорит Кубышкин. По его мнению, не стоит бояться повторения французской ситуации, если к нам приедут люди из "цивилизованных" стран.

В качестве примера Кубышкин приводит опыт своего завода. "За шесть лет, что мы возим рабочих из Украины, ни у нас, ни у государства не возникало ни одной проблемы с ними", — говорит он. Однако и украинский рынок рабочей силы не бездонен, поэтому БСРЗ уже обращается в рекрутинговые фирмы, чтобы привлечь новых людей из Болгарии, Румынии и с Дальнего Востока.

Синие паспорта давать невыгодно

Исполнительный директор Центрального союза работодателей Тармо Крийз считает, что в перспективе "фильтрация" миграционных потоков станет для Эстонии весьма актуальной. "Европейский опыт показывает, что пока еще не найдено способов успешной интеграции большого количества иммигрантов с совсем другой верой и совсем другими традициями, — говорит он. — Они и в Европе живут обособленными общинами, по своим законам". А вот с нашими русскими, украинцами, белорусами, отмечает Крийз, подобных проблем нет. А раз так, нужно предпринять какие-то шаги для того, чтобы, прежде всего, заполнить пустующие рабочие места выходцами из тех регионов, представители которых уже успешно интегрировались в Эстонии.

По информации Крийза, уже сейчас наши предприятия, которые вынуждены завозить рабочую силу из-за рубежа, предпочитают набирать "рекрутов" в близких к нам республиках бывшего СССР, и это оправдывает себя, потому что с "новыми мигрантами" не возникает никаких проблем. Правда, эти люди приезжают в Эстонию на время, поработать, а не жить. Пока что это помогает отчасти разрешить проблему рабочей силы, хотя бюрократические проволочки ставят наших работодателей в невыгодные, по сравнению с конкурентами из соседних стран, условия.

Крийз не исключает, что в перспективе часть приехавших в Эстонию поработать людей захочет остаться здесь навсегда. "Это, наверное, нормально, и к этому нужно готовиться, — говорит он. — Однако что касается гражданства, то здесь нужно подумать — ведь не исключено, что, получив синие паспорта, часть этих людей захочет уехать в Европу. Что, конечно, невыгодно нашим предприятиям". Крийз в связи с этим напомнил, что уже сейчас некоторые предприятия держатся в основном на рабочих с серыми паспортами, которые пока что не могут свободно перемещаться по Европе.

Министр вообще не в курсе

Министр по делам народонаселения Эстонии Пауль-Ээрик Руммо сообщил, что ему ничего не известно, в каких областях в Эстонии не хватает рабочей силы. "У нас было проведено только одно небольшое исследование на эту тему, в результате которого выяснилось, что лишь 5 процентов отечественных предприятий используют иностранных работников. В будущем это планирует делать примерно 14 процентов предприятий. А многие руководители производств вообще считают, что иностранные работники нам не нужны", — сообщил "Вестям Дня" министр по делам народонаселения.

Поделиться
Комментарии