Удивительно, но факт. Светлана Чиркова стала первой спортсменкой Эстонии, побеждавшей в составе сборной СССР на двух Олимпиадах, но это достижение некоторое время замалчивалось и становилось предметом споров на страницах газет. Был ли повод для дискуссий? Из Мехико, где проходила Олимпиада-68, Чиркова привезла золотую олимпийскую медаль, а четыре года спустя в Мюнхене, где сборная СССР также победила в командном турнире рапиристок, она медаль не получила. А раз нет никакой награды, то и второй чемпионский титул фехтовальщицы ставился под сомнение.


Чемпионы без медалей|

 — В Мюнхене произошла неразбериха с медалями, — вспоминает Светлана Михайловна. — С чем был связан недокомплект олимпийских наград, мне доподлинно неизвестно. Нехватка медалей имела место не только в фехтовании, но и, насколько я помню, в командном турнире мастеров современного пятиборья. У рапиристок заявка каждой команды состояла из пяти участниц, а в каждом матче участвовали четыре спортсменки. В Мехико награды получили все пять фехтовальщиц, выходивших на дорожку в командном турнире, а в Мюнхене — только четыре участницы заключительного финального поединка. Меня в их числе не оказалось, поэтому я и осталась без медали.

 — Обидно было?|

 — А вы как думаете? В Мюнхене мы выступали точно в таком же составе, как и в Мехико: помимо меня, в команду входили две москвички — Саша Забелина и Галя Горохова, две минчанки — Лена Белова и Таня Самусенко. По своим результатам я вполне могла рассчитывать на место в финальном матче. Но вмешались, скажем так, околоспортивные факторы. Руководил фехтовальной делегацией сборной СССР на Олимпиаде представитель Белоруссии. Естественно, он был заинтересован в продвижении своих девчат: ведь о том, что будет вручено только четыре медали, мы знали заранее. Когда объявили состав на решающий матч с Венгрией, я разревелась, как ребенок, и выбежала из зала — финальный поединок я не видела.


Значки от Самаранча|

 — Отсутствие золотой медали отразилось на вас материально? |

 — Нет. Я получила точно такую же премию, как и мои подруги по команде. Кроме того, после Олимпиады в Мюнхене мне было присвоено очень престижное по тем временам звание "Заслуженный мастер спорта". Несмотря на отсутствие золотой медали, я все время являлась двукратной олимпийской чемпионкой. Полемика относительно моих титулов началась в прессе после восстановления независимости Эстонии. Хотя еще раньше, на закате советской эпохи, тогдашний президент МОК Хуан Антонио Самаранч еще раз подтвердил, что я являюсь двукратной олимпийской чемпионкой.

 — Каким образом?|

 — МОК награждал всех действующих олимпийских чемпионов золотыми значками, на которых указан год победы. В 1990 году я получила два таких значка: за Олимпиаду-68 и за Олимпиаду-72. Причем вручал их в Москве лично Самаранч.


Формула успеха: работа + талант|

 — За нынешними Олимпийскими играми в Турине следите?|

 — Конечно. Зрелище фантастическое. Смотрю все: лыжи, биатлон, фигурное катание… За кого болею? Естественно, за наших. Очень хорошо понимаю чувства Кристины Шмигун, выигравшей две гонки. А что сотворил Андрус Веэрпалу?! Выиграть на двух Олимпиадах подряд одну и ту же дистанцию — супердостижение!

 — Нынешние лауреаты олимпийских стартов сильно отличаются от чемпионов вашей эпохи?|

 — Чтобы побеждать, надо много трудиться — это закон спорта. Олимпиады выигрывают сильные духом люди. К тому же они — это я хорошо поняла, проработав тренером — должна обладать определенной одаренностью и талантом. Спортсмен может выполнять все указания тренера, тренироваться до изнеможения, полностью соблюдать режим, но если у него не развито чувство укола  — добиться успеха ему вряд ли суждено.


Телефонистка из Тонди|

 — Светлана Чиркова была одаренной девочкой?|

 — Наверное, да. Фехтованием, по нынешним меркам, я начала заниматься поздно — на первую тренировку к Клавдию Ядловскому я пришла в 16 лет. Но я была очень бойким и, как вспоминаю себя, подвижным ребенком. Перед тем как взять в руки рапиру и маску, занималась легкой атлетикой, лыжными гонками, баскетболом. Эта разносторонняя подготовка, считаю, и помогла, мне добиться быстрого прогресса на фехтовальной дорожке.

 — Кстати, почему на всесоюзных соревнованиях вы всегда представляли армейские структуры? Ведь в Эстонии фехтование культивировали "Калев" и "Динамо".|

 — Ядловский был фанатом фехтования, и для него не существовало никаких ведомственных интересов. Он заботился о своих учениках и много помогал им по жизни. Когда я окончила школу, тренер устроил меня и еще трех рапиристок сборной Эстонии в воинские части. Я была вольнонаемной и числилась телефонисткой в Тонди. Как сейчас помню, получала за свою "службу" 110 рублей. Для молодой девчонки это были очень хорошие деньги.

 — А первый выезд за границу помните?|

 — Разумеется. В сборную СССР я попала в 1968 году. Первая поездка была в Румынию, где соревновались спортсмены социалистических стран. А вторая — на Олимпийские игры в Мексику. Кстати, тот далекий выезд в Латинскую Америку и запомнился мне больше всего. Да и сама Олимпиада воспринималась как праздник спорта.

 — Соревнования по другим видам спорта удалось тогда посетить?|

 — Культурная программа Игр для нас начиналась лишь тогда, когда мы завершали свои выступления. В Мехико была на гребном канале, на соревнованиях по конному спорту. В качестве группы поддержки на Олимпиаду прибыла композитор Александра Пахмутова — она, помню, очень сильно переживала за гимнастку Наталью Кучинскую. А самым запоминающимся событием Олимпиады в Мюнхене стало для меня посещение баскетбольного матча сборных СССР и США. Причем в знаменитой концовке того поединка отличились те ребята, с которыми я много общалась в олимпийской деревне  — Иван Едешко и Александр Белов.


Дело жизни|

 — Как сложилась ваша жизнь по завершении спортивной карьеры?|

 — Активные выступления на фехтовальной дорожке я фактически завершила на следующий год после Олимпиалы-72. Могла бы, наверное, и дальше еще выступать на прежнем уровне, но спортивные руководители взяли курс на омоложение сборной СССР. К тому же на всесоюзных соревнованиях был введен возрастной ценз. Впрочем, я не очень-то переживала о завершении спортивной карьеры. У меня, вскоре, родился первенец и появились совсем другие заботы. А позже я снова вернулась в фехтовальный зал, но теперь уже в качестве тренера.

 — Государственная премия вам вручена за долголетнее служение спорту. |

 — Фехтованию я отдала в общей сложности сорок лет жизни и нисколько об этом не жалею. Я оказалась в нужное время в правильном месте. За это жизнь меня, наверное, и вознаградила…

Поделиться
Комментарии