Девятого июня 2006 года Харьюский уездный суд приговаривает Сергея Тышкевича (1988 г.р.) к восьми годам лишения свободы, Андрея Козлова (1990 г.р.) к 10 годам, а его старшего брата Юрия Козлова (1988 г.р.) к трем года лишения свободы условно. Прокурор Пыхьяской окружной прокуратуры Андра Сильд обвинила в своем заключении очень молодых людей Сергея и Андрея в том, что 10 марта 2005 года они напали на бульваре Кадака, 157 — 2 на Юхана и Эву, жестоко убили их, затем украли вещи и подожгли квартиру. Юрий Козлов, стоявший у ворот дома на страже, был обвинен в пособничестве краже, совершенной группой лиц с применением насилия.

Бандитов взяли через неделю

За какими богатствами преступная группа отправилась ранним утром? Ведь идти на убийство с целью грабежа непросто и матерому преступнику, а цель должна оправдывать средства. Бандиты завладели действительно солидным добром: взяли одежды и обуви на сумму 300 (триста) крон, подставку для мобильного телефона, стоимостью 80 крон, два алюминиевых листа на общую сумму 300 крон, два мобильных телефона на общую сумму 1000 крон.

Женщине Андрей Козлов, судя по обвинительному заключению, нанес семь колюще-режущих ран в шею и обширную проникающую колюще-режущую в полость грудной клетки, мужчине — несколько ударов в шею и грудную клетку.

Полиция задержала Тышкевича 17 марта. Андрей, "главный убийца", самый младший из "бандитов", но "самый опасный", был разбужен утром 18 марта 2005 года звонком своего тестя Александра Рубцова. Да, 15-летний Андрей к тому времени уже был мужем дочери Рубцова Майи и отцом маленького сына Данила. Тесть сообщил, что он находится в полиции и что сейчас за Андреем приедет полицейский. Мало что понимая, Андрей встал, оделся и стал ждать.

В полицию Андрея Козлова препроводил сотрудник криминального отдела Пыхьяской префектуры полиции Владимир Сергеев. "Меня привезли и сказали, что я подозреваюсь в убийстве двоих человек и поджоге дома, что все это произошло 10 марта, — говорит Андрей. — Я сказал, что никакого преступления не совершал, в тот день утром мы с Майей и сыном ходили в поликлинику".

Брат Андрея Юрий, был тоже задержан тем же утром на квартире у своей бабушки. Так что допрос братьев шел параллельно. И через некоторое время Юрий написал "Чисто сердечное признание" (так в подлиннике). Тышкевич тоже написал "чистосердечное признание" 19 марта 2005 года. Задержанный днем ранее, он показал на братьев Козловых как на соучастников, а на Андрея — как на "главного убийцу".

Криминальным отделом тогда руководил лучший полицейский 2004 года Эльмар Вахер. Поэтому некоторые каналы телевидения не преминули заявить в тот же день, что опасные преступники задержаны. Это был очень большой успех.

Суд первой инстанции

Здесь начались проблемы с подсудимыми. Андрей Козлов с самого начала отказывался от обвинений и не оговаривал себя. А Юрий Козлов и Сергей Тышкевич отказались от своих показаний и сказали, что оговорили не только себя, но и Андрея. Причем, и Тышкевич и Юрий Козлов утверждали, что в полиции их избивали и им угрожали, а признания они написали под диктовку. И так уж получилось, что в процессе следствия не было получено никаких неопровержимых доказательств того, что Козловы и Тышкевич были на месте преступления, кроме показаний самих Юрия Козлова и Тышкевича от 17, 18 и 21 марта 2005 года.

Во время обыска полиция не нашла у подозреваемых никаких предметов, принадлежавших убитым. На изъятых при осмотре места преступления ключах, банке из-под пива, дверном замке и его покрытии, окурке, в пробах мочи и на одежде обвиняемых не было обнаружено следов биологических материалов или иных следов, указывающих на то, что обвиняемые были в квартире, где было совершено убийство. В ходе уголовного следствия не запрашивалось время выезда пожарной команды на место преступления.

Андрей Козлов обвинялся и в том, что он взял в доме убитых им людей банковскую карточку и снял в банкомате у бара Aspiriin по Вильде теэ, 124, наличные на сумму 700 крон. Ни камера слежения, ни проверка счетов убитых, не подтвердили, что в тот день со счетами проводились какие-то операции. Нет обвиняемых и на записи камеры слежения за банкоматом… Последний факт признал и работник полиции Владимир Сергеев.

Во время следствия Сергей Тышкевич неоднократно менял показания о том, как именно совершалось преступление. Только на десятом допросе — от 9 августа 2005 года, он заявил, что "Андрей бил ножом мужчину более 10 раз. Бил в область шеи и груди". Во всех данных ранее показаниях Тышкевич показывал, что вообще не видел, как и чем бил Андрей…

Но особенное удивление вызывают слова малограмотного Тышкевича: "Я понял, что мужчина и женщина очень мучились. Также понял, что убийство было осуществлено общественно опасным способом, поджогом дома, возле которого находились и другие строения". Эти слова, подчеркивает в своей апелляции в Окружной суд адвокат Андрея Козлова Надежда Киккас, могут принадлежать взрослому человеку, знакомому с формулировками соответствующих статей Пенитенциарного кодекса.

Еще один момент: свидетельница М. показала, что в то утро она явственно и четко слышала со стороны дома убитых слова "Теперь ты заплатишь!", произнесенные по-русски… взрослым человеком. Голоса Тышкевича и Юрия Козлова в то время были детскими. Оперативник Владимир Сергеев на суде сказал, что Сергей Тышкевич представил три варианта того, как происходило убийство: "Я называю это нормальной защитной реакцией. Что-то Сергей Тышкевич оставляет недосказанным, что-то переделывает, из трех представленных им вариантов мы сделали один".

Еще один момент

По показаниям свидетелей О.К. и М.М., на участке у дома убитых жили четыре (!) кавказских овчарки — две во дворе и две в огороде. На ночь их спускали с цепи. На чужих они постоянно лаяли. По версии Сергея Тышкевича, парни проникли в дом со стороны главных ворот. Две громадные овчарки просто порвали бы их в клочья. Но, как показывают свидетели, собаки молчали.

Юрия Козлова суд из-под стражи освобождает под полицейский надзор. Несовершеннолетние Тышкевич и Андрей Козлов остаются сидеть в тюрьме. "Хотя заседание было закрытым, тем не менее на оглашение приговора суда первой инстанции прибыли телевизионщики TV3 и в своей передаче Raport назвали обвиняемых преступниками и убийцами, которые настолько обнаглели, что так и не сознались в своем преступлении", — говорит тесть Андрея Козлова Александр Рубцов.

Кто виноват?

Так как адвокат Андрея Козлова Надежда Киккас сразу же подала апелляцию в суд второй ступени, это означает, что судебное производство не было закончено. И никто не мог назвать парня убийцей. Тем не менее он уже отбывал наказание в Тартуской тюрьме, в ожидании заседания Окружного суда…

Таллиннский окружной суд 9 ноября 2006 года отменяет решение уездного суда как необоснованное. Андрея Козлова по решению суда освобождают из-под стражи, равно как и Сергея Тышкевича. Все обвинения с Андрея судом снимаются, Он признан полностью невиновным. В резолютивной части решения Окружного суда сказано: "В соответствии с "Законом о беспричинном лишении лица свободы государством" … Андрей Козлов имеет право получить от государства за беспричинно нанесенный ущерб лишение свободы на срок 1 год 7 месяцев и 22 дня внесудебное возмещение через Министерство финансов. Обвиняемые С.Тышкевич и Ю.Козлов неоднократно вводили следствие в заблуждение и оговаривали обвиняемого А.Козлова… Обвиняемый Ю.Козлов оправдан лишь частично в предъявленном ему подозрении…"

Прокурору это решение окружного суда не показалось убедительным: столько работы проделано, и теперь ее посчитали браком… И Андра Сильд подает кассационную жалобу в Государственный суд.

Предпоследняя точка

Решение Коллегии Государственного суда было принято 7 апреля 2007 года. Вердикт: оставить в силе решение окружного суда и жалобу прокурора не удовлетворять. Такие решения уже окончательные, никакому обжалованию не подлежат. Такое решение в отношении "убийцы" Андрея Козлова означает только одно: этот человек невиновен. Он с самого начала говорил об этом, не писал "чистосердечных признаний", был оговорен и боролся с несправедливостью с помощью своего адвоката Надежды Киккас и своих близких. Парень не наркоман, не привлекался к уголовной ответственности, но был зачем-то избран кем-то в качестве "козла отпущения".

Возникает вопрос: если бывшие обвиняемые признаны невиновными, то, стало быть, настоящие убийцы на свободе?

Редакция еженедельника "День за Днем" обратилась в Пыхьяскую префектуру полиции с вопросами: будет ли возобновлено производство по делу об убийстве Эвы и Юхана и был ли брак в работе следственных органов или нет?

Вот что ответил нам Прийт Пяркна, старший комиссар отдела по борьбе с преступлениями против личности Пыхьяской префектуры полиции: "Предположение о браке в работе полиции и прокуратуры в данном случае абсолютно неуместно, подтверждением чего является решение суда первой инстанции. Полиция выявила круг лиц, подозреваемых в совершении тяжкого преступления, следствием была проделана большая работа и собрана обширная доказательная база (с материалами можно ознакомиться в суде). В ходе предварительного расследования молодые люди дали признательные показания, от которых отказались позже. С точки зрения полиции, лица, подозреваемые в совершении убийства и разбойного нападения, установлены, в связи с чем необходимости в новом расследовании нет".

Слова "с точки зрения полиции" с точки зрения закона не выдерживают, к сожалению, критики. Решение Госсуда является словом высшей независимой судебной инстанции страны. Точка зрения полиции на закон проявляется весьма своеобразно — высшая судебная власть нескольким полицейским не указ. Если это так, тогда что-то действительно неладно у нас в стране.

Полиция, если исходить из ответа старшего комиссара, по-прежнему считает Андрея Козлова убийцей. И не считает нужным искать тех, кто на самом деле убил двоих людей. Отрицается брак в работе, несмотря на то, что именно просчеты в сборе доказательств привели окружной и государственный суды к выводу о невиновности Андрея Козлова. В этом случае остается сделать только один вывод: старший комиссар Пыхьяской префектуры заявляет, что суд первой инстанции выше государственного суда.

Немного эмоций

Пресс-секретарь полиции Юлия Гаранжа, прислав комментарий Пийта Пяркна, поинтересовалась: "А знаете ли вы, что в тюрьме Козловы, Тышкевич и Рубцов переписывались с целью договориться об изменении показаний?" Знаем. Знаем то, что в судебных документах отмечено: Александр Рубцов просил Тышкевича "говорить только правду!". Это договор с целью обмануть следствие? Кроме того, в решении Окружного суда о признании невиновными "убийц", говорится: "Почта была задержана, и данные письма не могли оказать воздействия на ход следственного производства".

Оказавшись уже на свободе с чистой совестью, Андрей Козлов рассказал еженедельнику "День за Днем", предварительно предупредив, что готов ответить за каждое свое слово и не руководствуется чувством мести, следующее (стиль сохранен): "Меня начали допрашивать двое полицейских (в день задержания 18 марта 2005 года. — Прим. ред.), один короткого роста, второй длинный. Когда я сказал, что не виноват, короткий подошел к окну и закрыл жалюзи, потом запер двери на замок, подошел ко мне и стал бить меня ладошками по голове. Говорил: "Пиши лучше чистосердечное признание!" Я сказал, что преступления не совершал и потребовал адвоката. После этого короткий позвал длинного. Длинный зашел с каской белого цвета и сказал: "Читай, что на каске написано!" Я прочитал: "Политсей". И он, длинный, ударил меня каской по голове и сказал: "Читай еще раз!" Я сказал: "Не буду". Короткий зашел с другой стороны и бил меня пластмассовой бутылкой по голове. Я услышал, что короткого зовут Тоомас. Потом длинный пинал меня по ногам, потом передо мной встал Тоомас и стал бить меня ремнем с железными кнопками по телу. Я закрывался руками. Потом они ушли, вернулись минуты через две. Длинный начал мне угрожать, что сейчас меня увезут в карьер Мяннику, если я не сознаюсь. После вошел Владимир Сергеев и сказал, что Юрий Козлов и Тышкевич Сергей якобы уже сознались и написали чистосердечные признания, и рассказали, что я был на этом преступлении. Когда я сидел в Таллиннской тюрьме, ко мне приходил Владимир Сергеев и говорил мне постоянно, что никакие свидетели нам не помогут, все равно получу 10 лет, а если возьму на себя, то получу 8 лет…"

Юрий Козлов сообщил, что ему те же двое угрожали фаллоимитатором: "В камеру пойдешь "петухом"!". Потом достали электрошокер и приставили к гениталиям, били по ногам и по спине противоугонным замком. "Потом сказали, что убьют и свалят все на моего брата, если я сейчас не напишу чистосердечное признание. Я испугался и согласился написать. Тогда пришел Сергеев и стал диктовать… Вечером меня привели на допрос к следователю Клочко. Адвоката не было, она пришла только после допроса. Адвокат Елена Беневоленская, не читая протокола допроса, подписала его и ушла. Мне угрожали расправой, если я расскажу адвокату, что меня принудили такими методами написать признание…" Далее Юрий говорил, что Сергеев показывал ему нарисованный план места преступления, где было показано, как лежали трупы и заставил его выучить. "Меня на месте преступления подводили к разным местам и говорили, где и что показывать, и при этом фотографировали. Адвокат стояла в стороне. Когда я находился в Таллиннской тюрьме, ко мне несколько раз приходил Сергеев и уговаривал не менять показания…"

Где тут правда, а где ложь — сегодня никто не может утверждать достоверно, поскольку дело закончено. Все, чем мы располагаем, это вердикт государственного суда.

Справка "ДД":

В состав следственной бригады входили сотрудники отдела преступлений против личности Пыхьяской префектуры полиции Владимир С., Татьяна К., Тоомас Й. и Харри М.

Все судебные и иные документы имеются в распоряжении редакции.

Поделиться
Комментарии