…Теперь понятно, почему три "главных проектировщика" Прикаспийского газопровода — президенты Путин, Бердымухаммедов и Назарбаев — решили в минувшую субботу поработать именно в гостинице "Сердар", что в переводе с туркменского означает "Вождь". Этот отель — прямо на Каспийском побережье. А когда лидеры добирались сюда из аэропорта города Туркменбаши (дорога проходила прямо через пески), они наблюдали из окон своих лимузинов газовые факелы и ощущали запах газа.

Президенты — лица у всех троих были строгие и сосредоточенные — закрылись в комнате для переговоров и не показывались больше часа. "Уж не собираются ли они пересчитывать все 130 месторождений каспийского шельфа?" — мелькнула у меня мысль. Но, похоже, лидеры еще раз уточняли маршрут нового газопровода.

Наконец в зал для подписания документов принесли стопку красных папок. А вскоре появились и президенты. Бердымухаммедов и Назарбаев, увидев перед собой папки, в них украдкой заглянули. А Путин не стал. Он был оживленным, подозвал главу Газпрома Миллера, начал с ним шептаться и записывать в блокнот какие-то цифры.

Путин так увлекся, что не слышал, как президент Туркмении предоставил слово Назарбаеву. А Путин думал, что выступать ему, и уже было начал: "Прежде всего хотел бы поблагодарить…" "Я могу уступить", — сказал несколько смущенный Назарбаев. "Нет, нет, пожалуйста", — проговорил Путин и, в свою очередь, сделал смущенный вид.

На подписание декларации, по которой газ для потребителей пойдет по территории России, а не в обход нее, ушло минут шесть. Когда проект будет реализован, наша страна станет крупнейшим экспортером энергоносителей. Ведь соглашение "предполагает совместными усилиями" отремонтировать существующие ветки газопровода Средняя Азия — Центр и плюс к этому проложить новую магистраль — 360 км по территории Туркменистана, 160 км по Казахстану, затем — по российской территории к европейским потребителям.

Кстати, президенты решили подписать не одну, а две декларации: в нефтегазовых проектах вызвался участвовать еще и Узбекистан — Ислам Каримов поставил под документом автограф накануне в Ташкенте.

Президенты, сделав свое дело, довольные уехали на обед. Но один вопрос, похоже, оставался неясным: а как же теперь быть Ашхабаду с другим предложением — от США и Западной Европы  — насчет прокладки газопровода прямо по дну Каспия? Как сказал туркменский президент, этот проект "по-прежнему рассматривается".

- Если это даже и не политический проект — мол, не важно, чем заполнена труба, главное, чтобы она была, — все равно найти реального инвестора крайне трудно, — заметил после переговоров министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко. — Ведь проект связан с большими рисками — техническими, правовыми, экологическими…

То-то и оно. К тому же в ближайшее время Туркмении все силы придется бросить на "прикаспийскую трубу". И ей пока не до подводного газопровода…

Поделиться
Комментарии