Отдыхал я как-то летом в Куйбышеве, лет 12 мне было. Там у бабушки недалеко от города дача была. Ну мы пацанами и носились по окрестным лесам. А ниже через пару км текла Волга, окруженная высокими холмами. Ну и услышали мы одну легенду,что в одной из скал есть сеть глубоких пещер, и по преданию тихой летней ночью там можно услышать странную музыку. И вот решили мы точно выяснить, где все это находится и как нам состряпать дело так, чтобы ночью спустится в эти подземелья.

Всякое мероприятие любит тщательный подход, и хоть мы и были мальчишками, но понимали, что по пещерам бродить-это не письки на заборе рисовать. Решили, что каждый, в меру своих возможностей, сопрет из дедушкиного чулана необходимое, и что под руку подвернется. Помню, я взял моток бечевки, свечки, кусок белого мела конечно, и еще всякой разной мелочи. Стыренное добро спрятали в тайнике в лесу и стали заранее загружать в уши предкам, что собираемся компанией встретить зарю на волжском утесе и посидеть пару ночей у костра с печёной картошкой. Заодно решили проблему с продовольствием. Да, перед этим делом послали двух гонцов разведать место предполагаемого входа в лабиринт. Надо сказать, Жигулевские горы пронизаны сетью пещер, где чёрт ногу сломит. Вскоре гонцы вернулись с примерным указание места назначения. Оно было довольно далеко от нашего дачного участка. Как заправские топографы нанесли вход на карту. Все было готово к путешествию, осталось только дождаться ближайших выходных.

Легенда ждала своих героев, и чуть свет мы поехали на Волжские утесы в этот лабиринт Минотавра. Добравшись до места и разыскав среди кустарника пролом в скале, бросили жребий, кто пойдет первым. Да, всего нас было четверо. Я, Леха, Васька, и Илья. Выпало Лехе идти впереди. Надели теплую одежду, включили фонарики и не спеша протиснулись в темную щель. Конечно, было жутковато. Но кто же признается! Следует сказать, что Жигулевские полости похожи на карстовые разломы земной коры. Пещеры хорошо продуваются волжским ветром и там относительно сухо. Поначалу было довольно узко, но потом лаз стал расширяться и можно было идти в полный рост. Ну мы и двинулись темноте навстречу .

Чтобы не заблудиться, я стал разматывать клубок веревки, но он скоро закончился. Поскольку коридор шел прямо, решили веревку поберечь на изгибы и смотали обратно. Вскоре стены стали расширяться и становилось теплее, значит мы спускались все ниже и ниже. Человечество открыло дорогу к звездам, узнало тайны океана, но что у нас под ногами, так до сих пор никто толком не знает. Кто говорит что там ад и черти со сковородками, кто верит в существование развитых цивилизаций. Нам же тогда казалось это маленьким приключением, и мы не знали, что ждет нас впереди. Между тем, поход под землю многие опасности сулит. Вскоре решили сделать привал. Попили воды и слегка перекусили. Затем двинули дальше и увидели ответвление от коридора, немного посовещавшись, решили разделиться. Мы с Лешкой пошли направо. Илья с Васей налево. Договорились через два часа вернуться к развилке. На том и порешили, и каждый двинулся в свою сторону.

Вокруг царило вековое безмолвие, нарушаемое лишь нашими осторожными шагами. Казалось, коридор никогда не кончится, как и этот лабиринт. Мы шли вперед, надеясь разглядеть в обступившей нас тьме хоть что-то похожее на легенду. Увы, лишь камень и неопределенность впереди. Прошли, однако, недолго и снова уткнулись в развилку, на этот раз уже в три стороны. Сделали отметку и пошли в крайний правый. Но вскоре уперлись в стену. Вернулись к перекрёстку и решили на сегодня закончить играть в игру " Обшарь подземелье и найди клад". Сейчас бы я заменил клад на "спаси красавицу". Но тогда мы были мальчишками и красавицами не интересовались. Надо было вернуться на условленное место, чтобы узнать, что же нашли два других приятеля. На месте встрече никого не было, да мы и не волновались. Вскоре нарисовались Вася и Илья и поведали, что их коридор так и не разделился, но что-то их там насторожило, но что именно, так и не сказали. Только брякнули про странный звук из глубины.

Слегка задумчивые мы все вместе вышли на поверхность. Было о чем поразмыслить. Но сначала развели костер неподалёку от входа и стали готовится к вечерним посиделкам. Становилось все темнее и темнее, на Волге рыбаки начали сматывать удочки и направлять свои лодки к берегу. Сверху они казались такими маленькими! А вокруг нас было безлюдно и лишь изредка из леса доносились зловещие звуки. Я решил собрать веток для костра и полез в чащу. За один раз принес мало и решил поднятся выше, почти на самую высокую точку. В наступающей темноте все вокруг преобразилось, расстояние увеличилось и уже трудно стало разглядеть реку внизу. Только звезды ярче выступили на тёмном небе, да отблески костра создавали причудливую игру теней. В Эстонии трудно ощутить силу открытых пространств. Но там, с высоты Жигулевских гор, это впечатляющее зрелище! Я тогда просто сидел и долго смотрел вдаль. Но пришла пора вернутся к друзьям и послушать на ночь какую-нибудь страшную историю. Подбросив в костёр сухих веток, начали излагать может правдивые, может и не очень леденящие душу рассказы а-ля Бежин луг. Я по этой части мастак и могу многое поведать, потому и был главным пугальщиком. Свою лепту вносил и окружающий пейзаж. Вокруг темень, черный лес по склону горы, неподалеку вход в подземелье с непонятными звуками то ли ветра, то ли завыванием потерянной души. А ведь нам завтра в такое же "весёлое" время суток предстояло туда отправиться, чтобы проверить правдивость старинной легенды. Но это все потом, а пока мы сидим вокруг костра и в углях жарим картошку! Кто нибудь помнит, что это такое? Все страхи пропадают и ничего нет, только вкус печеной картошки и горячего чая. А после мы засыпаем на вершине горы, а Волга нам внизу поёт свою тихую песню.

Наступил новый день, и мы решили спуститься вниз, чтобы искупаться в речке, беззаботно поваляться на песке, короче вкусить прелести свободного пионерского лета. Солнце стояло высоко, все ночные страхи рассеялись, и предстоящее ночное посещение лабиринта уже не казалось таким мрачным. Но это днем! Между тем тени удлинялись, солнце заходило за горизонт, и пришла пора готовится к решительному заходу в царство Аида, благо вчетвером уже не так страшно. Опять развели костер, немного подкрепились, и дождавшись темноты, двинулись к заветной цели. Постепенно отблески костра позади нас становились слабее, словно гаснущий огонек надежды перед ужасами подземелья. Мы двигались вперёд. Опять развилка, путь будет теперь проходить по маршруту Васи и Ильи, так как они чего то там услышали. Я на секунду представил себя героем рассказа Марка Твена о Томасе Сойере, и как они с Ребеккой заблудились в лабиринте. Только вместо девчонки рядом со мной были три шалопая, таких же как я сам. Вся напускная храбрость постепенно слетала с нас по мере продвижения не пойми куда. Вскоре мы достигли того места, где ребята слышали потусторонние звуки. Здесь туннель сужался и нырял под углом в глубину, но я ничего не слышал. Тогда идем дальше и водим ушами как локаторами. Благо раздвоения хода ещё нет. Так мы и шли гуськом долгое время, надеясь все же узнать тайну Жигулевских гор. Но вокруг была тишина и наше тихое дыхание. Постепенно становилось теплее, значит мы спустились уже довольно глубоко. Но возвращаться назад с пустыми руками было глупо. Где же эта чертова музыка из легенды? А может это бабушкины сказки? Я крикнул в туннель и усиленное эхо пошло гулять под сводами. Когда оно затихло и мы пошли дальше, все и началось.

Из глубины мне ответили. И этот ответ был в виде необычного звука. Что-то из другой реальности, но сначала мы ничего не поняли. Похожие ощущения я испытывал смотря эстонский мультфильм Suur Tõll. Или Большой Тылль по-русски. Страх и одновременно провал сознания в пустоту. Я посмотрел на приятелей, чувствуют ли он чего? Вроде стоят как вкопанные, лиц в темноте не видно, сразу не поймешь. Словно пение сирен нас влекло к себе навстречу. И пошли мы вперед покорно, как бараны на убой. Даже умудрялись о чем-то разговаривать, но несли всякую ахинею. Дальше-больше. Вокруг звучание плохого хора, и ещё этот тихий зловещий шепот. Казалось, что стены льют в уши свою адскую мелодию. Самое удивительное, что не было страха. Но он придет. Позже. На грани помешательства я достал моток верёвки,что спер у деда, и отмотав метра три, приказал всем за нее схватится. И очень вовремя. Фонарик погас, наступила тьма, вместе с ней зловещие голоса окутали нас черной пеленой. И тут сознание стало выключаться. Я не знал, что происходит. Приходил в себя и ничего не видел в кромешной тьме. Лишь ощущение веревки в ладони, и что надо делать ноги, пока не спятил. Но голоса звали с собой, словно духи мёртвых обрели возможность говорить. Я плохо помню дальнейшее. Лишь в сознании смутно вырисовывались серые тени, скользящие вдоль стен коридора, да шуршание камешков под ногами. Я даже не знал, держит ли кто за верёвку или демоны сумрака уже схватили моих приятелей, чтобы упрятать их в свои пустые брюха. И мне стало плохо. И не просто плохо, а мега-хреново. Я начал блевать дальше чем видел. Выворачивало меня долго. Помню что упал на пол. Но сознание немного прояснилось и пелена спала. Кто-то включил фонарь и я увидел всех на месте, только глаза вытаращенные да рожи серые от страха. Никто не смог сказать ни слова, но все разом вспомнили, что мы все еще на большой глубине и пора удирать. Но я чувствовал, что путь наверх предстоит трудный. И не ошибся.

Все как по команде потянулись к флягам с водой, чтобы промочить глотку. Я тоже отхлебнул порядочно, состояние было достаточно хреновое. Немного смочил лицо, но воду надо было беречь, потому что никто не знал, сколько нам еще выбираться из этой проклятой дыры. И пошли мы, как нам казалось, в обратную сторону, к выходу и свежему волжскому ветру. Да видать, не суждено нам было так скоро выбраться. Духи подземелья распорядились иначе. Мы стали петлять по коридорам и вскоре поняли, что просто заблудились. Дурацкое ощущение, скажу я вам, дорогие читатели ! Усталые и испуганные, сели на пол. Вокруг нас царила гробовая тишина, но нам она тогда казалась страшнее той недавней какофонии загробных ритмов. Мне опять стало дурно.В голове было пусто, мысли куда-то улетучились. Какое то оцепенение настигло меня, я словно бы погрузился в транс. Может причиной была сильная усталость, может что другое. Не помню. Вспоминаю лишь, как очнувшись, побрел обратно к друзьям. Но на месте никого не было. Сказать, что испугался, значит ничего не сказать. Да и любой взрослый наложил бы в штаны. Я начал громко кричать в пустоту. Потом долго прислушивался, ожидая услышать ответ. Поначалу ничего не было слышно, но затем стали доноситься далекие голоса. Я бросился в том направлении, откуда они раздавались, и радости моей не было предела. Но она быстро улетучилась, когда я осознал, что бегу не в ту сторону. Я тогда ещё не знал, как обманчив бывает лабиринт, отражающий звуки от своих стен. Очень скоро я перестал что-либо слышать, и тишина вцепилась в меня своими когтями. Я остался совсем один в толще горы. Отчаяние охватило меня и я побежал сломя голову не зная куда. Но провидению сегодня суждено было послать мне ещё одно испытания. Я очутился в том месте, куда меньше всего хотел попасть.

Вдобавок ко всему начал мигать фонарик и вскоре погас. И началось самое интересное, так сказать гвоздь программы. Во тьме впереди меня стали появляться призрачные сущности, от которых исходил холодный синий свет. В кромешном мраке лабиринта они казались скользящими над полом силуэтами людей. Мне тогда казалось, что я могу разглядеть их лица, но сколько не вглядывался, ничего не мог увидеть. В отличие от первого раза, все происходило в полной тишине. Я лишь слышал своё прерывистое дыхание. И ещё скрип под ногами. Сознание говорило, что я куда- то иду и оно меня зовет к себе. И начался провал во времени. Это как пройдя расстояние, вдруг оказываешься в исходном месте и начинаешь опять по новой. И так много раз. Или как-будто тебя переносит из одной точки в другую. Не знаю, как я очутился в этой чертовой комнате, но эти призраки были повсюду и просвета между ними не было. И вновь зазвучала мистическая музыка. Для нее не писали нот, не пробовали сыграть на слух, и дирижер был родом с другого мира, но мелодию я не забуду до конца своих дней. Этого не опишешь. Как изобразить мелодию бегущего по проводам тока? Или звуки далёких звезд? Ты словно влетаешь в океан энергии и ощущаешь её вокруг себя. Она никому не подчиняется и ею никто не управляет. Хотя кто знает. Какие миры и реальности я посетил тогда, это было загадкой. Никак не ощущал свое тело , и только в глубине души теплился огонек моего я. Невесть спустя сколько времени это непонятное природное явление выпустило меня из своих цепких объятий. Опять перед глазами выплыл темный коридор, только вокруг никого не было. Снова пришло отчаяние, навстречу которому я поплелся, держась рукой за правую стену. Какое-то время спустя глаза привыкли к темноте. Взгляд выхватил валяющуюся на полу верёвку. Значит я держу верное направление! Растянулся на полу и погрузился в дремоту, так как мозг отказывался работать нормально. Внезапно услышал гул голосов. На этот раз вполне человеческих. Ребята все же отправились на поиски и нашли меня. Я разглядел яркий луч света в кромешной тьме, он резанул по глазам.

Больше я ничего не помню. Как вытащили оттуда и донесли до выхода-это прошло мимо меня. В который раз очнулся, на этот раз уже лёжа на траве. Какой же мягкой она показалась тогда! С трудом сел и попросил попить. Решил пока ничего не говорить о случившемся, хотя и видел- парни хотят знать, что же произошло? Как любопытные девчонки, ей богу! Выслушал их рассказ о блуждания в этой чертовой горе. Там тоже были интересные моменты. Да, надо сказать, что снаружи был уже вечер! Получается меня мотало довольно долго. Но думать об этом было выше моих сил и мы стали собираться домой. Прибыли почти под утро и я сразу залег спать. Проснулся ближе к вечеру и приготовился рассказать какую-нибудь небылицу. К тому же бабушка наварила в тазу малинового варенья. И мы с моей двоюродной сестрой Яной, вооружившись деревянными ложками, наперегонки побежали снимать пенки. Этот вкус я помню до сих пор. Вообщем так и окончилось наше приключение. Что до меня, то уже будучи взрослым я узнал, иногда в пещерах иногда возникают места с низкочастотными колебаниями, которые очень своеобразно воздействуют на мозг. Отсюда видения и всякая чертовщина. Было ли там нечто подобное или нет? Не знаю, пусть эту тайну хранят Жигулевские горы!

Поделиться
Комментарии