Чем дальше, тем меньшая доля шутки остается в этой шутке. Эдгар Сависаар планомерно строит внутри Эстонии свой город-государство. Впрочем, исходя из фамилии основателя, правильнее будет сказать остров-государство — со своей полицией (муниципальной), своей системой налогообложения (земельный налог), своим здравоохранением (городская программа развития здравоохранения, муниципальные врачи, принимающие тех, кто не может дождаться своей очереди на прием к государственному специалисту), своими средствами массовой информации, а также алкогольной (запрет на торговлю спиртным с 8 вечера до 8 утра), социальной (городские пособия и льготы, муниципальное жилье) и интеграционной (городская программа интеграции, Форумы гражданского мира) политиками.

Дело за малым — обзавестись своим сельским хозяйством на манер монастырских угодий, собственной армией и пропускать членов Рийгикогу и правительства на работу на Тоомпеа строго по визам. Тем более что никогда еще в новейшей истории между Верхним и Нижним городом не было такой конфронтации.

Утверждать, что виноват в сложившемся положении вещей только "коварный диктатор" Сависаар, было бы сильным преувеличением. Мэр Таллинна действует столь же вынужденно, сколь и преследуя собственные далеко идущие цели. Более того, мы помним период, когда Сависаар был, вероятно, более готов к контактам с правящими партиями, чем они с ним. Но на данном этапе дела у таллиннской мэрии идут лучше, чем у Дома Стенбока.

О чем же беспокоиться, если эстонский Ватикан процветает на зависть Ватикану римскому? Беспрецедентной и потенциально опасной нынешнюю ситуацию делает то, что вместо здоровой конкуренции между правящими и оппозиционными партиями в городе и в стране мы сегодня наблюдаем полное игнорирование происходящего "на оккупированной противником территории", включая равнодушие к судьбам "местного населения". Одной из наиболее уязвимых групп в этой войне могут стать русскоязычные люди, и тогда из таллиннской проблема превратится во всеэстонскую.

Думаю, не ошибусь, если предположу, что сегодня русский избиратель в Эстонии — это почти 100-процентно избиратель Сависаара. На его сторону переметнулась даже часть тех, кто раньше голосовал за правых из экономических соображений: потому что в "бронзовую ночь" правительство подставило русский бизнес, а продолжая таскать туда-сюда монументальные железобетонные конструкции, провалило свою экономическую программу. Остальные разочаровавшиеся, скорее всего, просто не придут на следующие выборы, их голоса не пополнят банк центристов, но они потеряны и для других партий.

Сависаар успешно занял те ниши, которые собиралось, но так и не смогло заполнить правительство: развивает русскоязычное телевидение, вводит аннотации к лекарствам на русском языке, проводит Форумы гражданского мира. Кроме того, он, единственный, видит в русских политический ресурс, в то время как максимум, на что готовы остальные, — это утереть сирым и убогим сопли, обучить "человеческому" языку и трудоустроить. Как только речь заходит о том, какую роль русские должны играть в политике эстонского государства, политики-аналитики застенчиво уходят от разговора.

Но большую часть проблем русскоязычного населения Сависаар не сможет решить в одиночку, даже став премьер-министром, потому что это проблемы долгосрочной государственной политики. Остальные же политические силы не умеют и не желают конкурировать с Сависааром за русские голоса, но зато смогут и захотят сделать так, чтобы эти голоса были слышны как можно меньше.

Видеть в Сависааре единственную надежду и опору очень мешает поведение Железного Эдгара в "бронзовую ночь". Государственный муж, блюдущий не только собственную выгоду, да и просто ответственный человек в этой ситуации употребил бы все свое немалое влияние, чтобы попытаться остановить побоище. Однако на Сависаара не повлияло даже то, что толпа громила его владения. Он предпочел умыть руки и оставить все на совести правительства, взяв на вооружение весьма созвучный своей фамилии лозунг: "Mul on savi!" (меня не колышет! — с эст.).

Позвольте привести сравнение не из той оперы. Есть люди, которые в принципе любят собак и готовы кормить, гладить и пристраивать в хорошие руки любых дворняг, и есть люди, которые любят свою собаку, потому что купили ее за большие деньги и надрессировали для охраны своего особняка, и которым ничего не стоит затравить своим ротвейлером бездомную шавку. Бросив своих горожан как слепых щенят в трудную минуту и отдав на разорение свой город, Сависаар показал, какая судьба постигнет тех, кто перестанет быть ему полезен.

Комментарий:

Владимир ВЕЛЬМАН, депутат Рийгикогу от Центристской партии:
Власть должна вести себя как власть

– В бытность свою депутатом Таллиннского горсобрания я входил в число тех, кто пытался провести Закон о статусе столицы, поскольку Таллинн выполняет многие функции, не присущие другим городам. В нем, например, располагаются правительственные учреждения, посольства — все это ложится дополнительным бременем на городской бюджет. И я продолжаю думать, что статус столицы необходимо определить законодательно.

Власть должна вести себя как власть, а не быть аморфной. В свое время, когда к власти пришел Исамаалийт с лозунгом "очистим прощадку", он уверенно претворил его в жизнь. И если сегодня центристы вчистую выиграли выборы в Таллинне, они не должны этого стыдиться. Противостояние между Вышгородом и Нижним городом было во все времена — это нормально. Как нормально и то, что у города есть свои средства массовой информации, Таллинн в этом плане явление для Эстонии не уникальное.

Что касается политики Сависаара в отношении русскоязычного населения, то если удастся претворить в жизнь, например, решение снабжать русскоязычными аннотациями лекарства, это могло бы стать примером для всех. Конечно, я хотел бы, чтобы и другие партии, хотя бы в пику центристам, предпринимали ответные шаги. Но сегодня у Сависаара есть выбор: ждать, когда правительство начнет проявлять инициативу, или уже делать что-то самому.

Николай СТЕЛЬМАХ, депутат Горсобрания, Союз Отечества и Республики:
Проблемы ждут на перекрестках

– То, что мы наблюдаем сегодня в Таллинне — это беспрецедентная ситуация. Власть в самом крупном самоуправлении принадлежит одной партии, а внутри партии — одному человеку. Для человека думающего — это хороший пример того, что случилось бы с государством, если бы Эдгар Сависаар стал премьером.

Чем плоха эта ситуация? Прежде всего, отсутствием контроля и кризисом идей. Оппозиция сегодня даже не знает, над чем будет работать горуправа в эту среду. Взбрела в голову центристу Мярту Сультсу безумная идея построить в Пальясааре искусственный остров — и комиссия уже рассматривает этот проект. А стоящей работы у комиссий очень мало.

Почему остальные партии не могут ничего противопоставить Сависаару, например, по части телевидения на русском языке? Правящая в государстве коалиция сегодня — это лебедь, рак и щука. В силу трудной экономической ситуации она уже думает о том, какие из действующих проектов стоит прикрыть, что же говорить о хороших идеях, которые только предстоит осуществить.

А Сависаару благодаря тому, что он прагматично наплевал на интересы всех, кто не является его избирателем, будь то владельцы частных домов, которым повысили налог на землю, молодые люди, любящие активный отдых, которым ограничили продажу алкоголя, или автолюбители, которых силком заставляют пользоваться оставляющим желать лучшего общественным транспортом, удается, во-первых, держать бюджет в хорошем состоянии, а во-вторых, сохранять достаточную финансовую гибкость, чтобы тратить большие деньги на пропаганду. Проблемы у Сависаара могут возникнуть, когда придется возвращать большой процент софинансирования за реновацию перекрестков у "Русалки", Юлемисте, на которую в свое время выделили средства правительство Юхана Партса и Евросоюз.

Ремо ХОЛЬСМЕР, глава реформистской фракции Горсобрания:
Сависаар не может винить во всех грехах Ансипа

– Опасно то, что мэр Таллинна противопоставляет себя правительству. Ненормально, когда в городе хотят установить ограничения и санкции, не согласующиеся с действующими в государстве. Сависаар не может винить во всех своих грехах премьер-министра Ансипа. Все-таки именно мэр Сависаар является тем человеком, по чьей инициативе в 2,5 раза был поднят налог на землю, в два раза, до 45 миллионов крон, увеличен городской пропагандистский бюджет (на эту сумму можно было бы построить два детских сада и обеспечить местами в них более ста детей. Нехватка мест в детских садах — вот реальная проблема, которой должен заниматься город). Вопрос именно в предпочтениях Сависаара. Они должны быть направлены не только на удовлетворение его интересов, но и на благо всего Таллинна. Что касается городской пропаганды и покупки эфирного времени, то я не понимаю, почему Сависаар считает себя худшим мэром, чем Юри Ратас или Юри Мыйз. Они обходились без собственной передачи — и для них не было проблемой попасть в новости. Может быть, проблема в том, что мэрия Сависаара занималась таким количеством темных делишек, что ее хорошие начинания отошли на второй план.

Эдгар Сависаар:
Мэр Таллинна противопоставляет себя не государству, а правительству Ансипа

– Не случайно менее чем через 24 часа после того, как шатающаяся коалиция на Тоомпеа была вынуждена признать свою самую большую в нынешнем году неудачу, суть которой состоит в принятии тотально неправильного и неудачного бюджета эстонского государства, тройственный союз в Таллинне бросился в атаку на стабильную и пользующуюся поддержкой большинства таллиннцев власть в городе и его мэра. Не надо быть мудрецом, чтобы понять, что это делается по прямому распоряжению и по требованию с Тоомпеа, единственная цель которых — сокрытие собственных провалов.

Мэр Таллинна и председатель Центристской партии противопоставляет себя не эстонскому государству, а правительству Ансипа. Трехпартийное правительство Ансипа — это не все эстонское государство, оно также не таллиннское, тартуское, пярнуское или какое-либо иное самоуправление. Долгое время мне казалось, что избранные от Таллинна члены Городского собрания избираются для отстаивания интересов Таллинна, а не для безрассудной и бессмысленной защиты правительства, но вынужден признаться, что ошибся в отношении оппозиции в Таллинне. Я полагал, что голос совести весомее партийного билета. Ни при одной власти в Таллинне так не считались с оппозицией.

Вопли оппозиции относительно земельного налога — чистой воды фарисейство. Земельный налог повысили в прошлом году в общей сложности 54 местных самоуправления, инициатором тематики повышения земельного налога стала реформистская Кейлаская городская управа, где налог был поднят аж до двух процентов. (Из ответа Сависаара таллиннской оппозиции)

Юхан КИВИРЯХК, социолог:
В конечном итоге проиграют все

– Нынешнее противостояние города и государства вызвано тем, что власть в городе сосредоточена в руках одной партии и эта партия является оппозиционной на государственном уровне. Однако виноваты здесь обе стороны. Государство, например, забрало у города ряд обещанных инвестиций, и это заставляет город действовать по своему усмотрению. Подкрепляется все это стремлением во что бы то ни стало остаться у власти — отсюда интерес к СМИ. Конечно, такая межпартийная конкуренция, когда партии не могут найти никаких общих интересов, в конечном счете, вредна для всех, в том числе для горожан. Но соперничество между городом и государством, когда у власти в них находятся разные партии, длится уже давно. Если нынешнюю ситуацию и можно назвать беспрецедентной, то только потому, что никогда еще центристы не правили в городе в одиночку.

Поделиться
Комментарии