Затем заметно "облегчили" кассу БК. Возникло ощущение, что медицину, а вместе с ней и обычных пациентов, читай жителей страны, налогоплательщиков, попросту обобрали. Однако в ответ на уже было начавшиеся стенания, Больничная касса и Минсоцдел поспешили заверить, что реальных денег, запланированных на оплату лечения населения в этом году, никто не забирал. "Деньги изъяли из излишка, оставшегося от прошлогоднего бюджета. Потому нынешнее сокращение никак не повлияет на доступность медицинской помощи и не приведет к пересмотру договоров с больницами и медицинскими учреждениями", — успокоили народ чиновники.

Вероятно, первую волну сокращения бюджета, по инерции, на подкожном жирке, страна вынести-таки сможет. Но экономисты уверяют, что уже осенью резать по живому придется во второй раз. Переживет ли здравоохранение бесконечные усечения, мы попытались узнать, обратившись к специалистам.

Спокойствие, только спокойствие

Прежде всего член правления Эстонской больничной кассы Майги Пярник-Перник объяснила, что большую часть денег, хранящихся на счетах БК, составляют поступления от социального налога, предусмотренные на медицинское страхование. Нынче выяснилось, что налогов поступит меньше и касса недосчитается по меньшей мере 538 миллионов крон. Но поскольку бюджет 2008 года был запланирован с избытком в 658 миллионов, реально ничего сокращать не пришлось.

Пярник-Перник отметила, что БК, больницы и медучреждения работают на основе ежегодных договоров, в которых предусмотрен объем медицинских услуг. "Касса оплачивает лечение застрахованного человека согласно имеющемуся договору и списку цен на медицинские услуги. В цену услуг изначально внесены все расходы, которые понесет больница (к примеру, зарплата врача-сестры, ремонт здания, амортизация оборудования и т.д.)", — сказала наша собеседница.

При этом она добавила, что никаких дополнительных средств на зарплату персоналу, ремонт зданий, покупку аппаратуры Больничная касса не выделяет. "Распределением средств занимается руководство больниц, и БК не вмешивается во внутренние дела медицинских учреждений", — сказала Пярник-Перник.

Денег меньше, очереди длиннее

Как уточнила член правления Северо-Эстонской региональной больницы Эве Кармо, дополнительно по списку цен, включающих в себя обследования, процедуры, операции, восстановительное лечение, профилактику заболеваний и так далее, стационарам оплачиваются и расходы по дежурствам. "С центральным отделом БК у нас также заключен договор по оплате особо дорогих лекарств и процедур", — пояснила Кармо.

Но до нынешних сокращений бюджета больницы могли надеяться на то, что в течение года объемы оказываемых услуг можно будет пересмотреть. "Если в течение года выяснялось, что больница оказала услуги большему числу пациентов, то можно было решить с БК вопрос об увеличении договорных отчислений", — сказала представитель больницы.

Представитель Больничной кассы заверила, что действующие договоры ни в коей мере пересматриваться не будут. Однако, по словам представителя одной из самых крупных больниц Эстонии, сокращение расходов на здравоохранение несомненно повлияет на возможность увеличить финансирование в течение года. "Все это скажется на длине очереди на лечение. Единственное, что не пострадает, это доступность неотложной помощи", — сказала Кармо.

А у вас и так зарплаты большие

Министерство социальных дел через своего советника по прессе Яну Зданович пояснило, что, помимо изъятия средств из Больничной кассы, пришлось сократить софинансирование многих проектов. К примеру, уменьшить долю участия государства в программах, оплачиваемых из Европейских фондов. Большинство проектов, как пояснила пресс-секретарь, касаются сферы опеки. К примеру, из обещанных 25 процентов доплаты по проекту семейных домов, Минсоцдел теперь сможет выделить только 15. Та же история со строительством учреждений социальной опеки.

Самые же жаркие споры, разгоревшиеся вокруг прямого финансирования здравоохранения, ожидаемо касаются зарплат медиков. Еще накануне потрясшего страну сообщения о миллиардном сокращении расходов президент Эстонского союза врачей Андрес Корк сказал, что недофинансирование медицины — одна проблема. Но ситуация в целом заставляет медиков вновь говорить об окладах и угрожать забастовкой. Тогда требование Корка было названо странным. А теперь, говоря о медицине и финансах, чиновники не забывают напомнить, что оклады врачей и без того неслабо подросли.

"За последние пять лет зарплата врачей выросла в два раза. К примеру, на странице Клиники Тартуского университета есть информация, согласно которой работающие здесь врачи в 2001 году в среднем получали 10 671 крону, а в 2007 году — уже 30 582 кроны. Эти данные показывают, что зарплаты за шесть лет выросли в три раза", — отметила Зданович.

Представитель министерства отметила, что предложение о возможной забастовке не поддерживают Союз сестер и Профсоюз работников здравоохранения. И там, и там отметили, что есть подписанный на год договор, а это значит, что до конца срока его действия нужно сохранять трудовой мир.

"Мы ценим работу врачей и медработников. Хотим заключить политическое соглашение, которое удовлетворило бы все стороны", — уточнила пресс-секретарь.

Здравоохранение нынче не приоритетно

При этом сами врачи, уже не поднимающие вопроса о зарплатах, сильно обеспокоены отношением государства к здравоохранению и его финансированию. Генеральный секретарь Эстонского союза врачей Катрин Рехемаа в разговоре с журналистом отметила, что заявление министра о том, что такое большое сокращение бюджета никоим образом не повредит людям, вызывает сомнения. "По каким принципам все-таки составляется бюджет, если миллиард туда, миллиард сюда, не значит ничего? Как нам кажется, есть реальные опасения того, что по все той же схеме могут быть сокращены социальные расходы в государственной бюджетной стратегии 2009-2012 и в бюджете следующего года", — сказала Рехемаа.

Она отметила, что, к примеру, дотации для инвалидов сократили, объяснив что реальных денег не изъяли, а списали средства, оставшиеся не израсходованными в прошлом году. "Но это утверждение выглядит просто циничным. Процесс подачи ходатайств на получение дотаций и схема траты этих денег настолько сложные, что многие просто не хотят бороться с бюрократией. Отсюда и появляются неизрасходованные средства!", — поделилась генсек союза врачей.

Медики отмечают, что нельзя при финансировании здравоохранения рассчитывать только на те деньги, которые собирает Больничная касса. "Прежде всего профилактику заболеваний необходимо финансировать напрямую из государственного бюджета. Но, к сожалению, на эти нужды денег не выделяют, нет такого политического решения", — пояснила наша собеседница. Она отметила, что, к примеру, по проекту народного здоровья, на выработку государственной стратегии профилактики чрезмерного потребления алкоголя, травматизма и зависимости от азартных игр не выделено ни сента.

И вопиющая, по мнению врачей, ситуация сложилась в этом году в Харьюмаа. Как поделилась Рехемаа, местное отделение Больничной кассы принялось оценивать выполнение договора на оказание медицинских услуг каждый квартал. "За превышение оговоренных объемов больницам оплачивают всего 30 процентов из реально потраченных средств. Причем делается это даже тогда, когда в целом полугодовой или годовой объем не превышены. Говоря проще, БК наказывает те учреждения, которые пытаются оказать помощь большему числу пациентов и сократить очереди", — рассказала генеральный секретарь.

Расскажите иностранным специалистам

По мнению врачей, в нашей медицине есть просто провальные области, которые в определенных случаях сводят на нет качественное и дорогостоящее лечение.

"В самом худшем положении сейчас оказались восстановительное лечение и уход. В Эстонии имеется 900 койко-мест в больницах по уходу, что далеко от реальных потребностей, но даже из них Больничная касса финансирует всего 600 мест", — поделилась Рехемаа.

Многие специалисты говорят, что в Эстонии прекрасно оперируют, однако нет никакой возможности выхаживать больного. "Это так. Потребность в восстановительном лечении, по данным Государственного контроля, у нас покрыта только на 19 процентов, и даже за это пациент должен в большей мере доплачивать. Это означает, что в большинстве случаев пациент останется без необходимого лечения", — уверена генеральный секретарь.

Как отметила Рехемаа, соотношение качества врачебной помощи и цен в Эстонии признаны лучшими в Европе. Это радует, но поводов для огорчений у нас пока больше. "Это прежде всего плохое здоровье населения и небольшая продолжительность жизни, чрезмерное потребление алкоголя и вызванные этим болезни, смертельные травмы, быстрое распространение ВИЧ-инфекции. Не говоря уже о доле трат ВВП на финансирование здравоохранения, по показателям которой мы находимся в самом хвосте стран Евросоюза", — поделилась представитель врачей.

Она отметила, что уровень финансирования здравоохранения показывает, насколько важно здоровье народа и здравоохранение для тех, кто принимает политические решения. Однако в Эстонии, считают медики, как видно, приоритеты иные, но на этом не особо стремятся заострять внимание.

"Министерство социальных дел могло бы на конгрессе WHO, который пройдет в июне в Таллинне, куда съедутся министры и медики со всего мира, разъяснить свою интересную позицию, основанную на том, что между расходами на здравоохранение и здоровьем населения нет связи, и выслушать, что по этому поводу думают зарубежные эксперты", — предложила Рехемаа.

Открывай, БК, свои закрома

И тем не менее, как заверила нас Больничная касса, все это еще цветочки. Ягодки пойдут уже со следующего года.

"Согласно прогнозу макроэкономических показателей Министерства финансов, для стабильного финансирования системы здравоохранения уже со следующего года нам придется использовать резервы, накопленные в лучшие годы. И, смею вас уверить, этих денег через несколько лет может оказаться очень мало", — раскрыла карты представитель Больничной кассы.

Катрин Рехемаа поделилась, что бюджет Больничной кассы уже много лет составляется с большим запасом, поэтому, по отчету 2007 года, в кассе остались в резерве свыше 3,5 миллиарда крон. Видимо, это как раз те деньги, которые будут добавлять в будущие дырявые бюджеты. На сколько хватит этих средств, пока никто не берется судить. Не дают никаких прогнозов даже на ближайшую осень.

"Министерство пока не может определить, на чем еще можно сэкономить. В августе будет пересмотрен экономический прогноз, до этого времени трудно сказать, какие оптимальные решения придется принять", — сказала Яна Зданович.

Поделиться
Комментарии