"Дипломаты всегда говорят обо всем, — продолжает Симму Тийк. — Порой эти разговоры сразу ведут к результатам, порой результаты появляются спустя какое-то время. Не все зависит от дипломатов. У нас парламентская республика, многое зависит от воли избирателей, от того, как политики понимают волю избирателей. Моя работа — общение с людьми и на русской стороне, и на эстонской, и с официальными лицами, и с неофициальными…"

Эстонское спокойствие, российские сюрпризы

– Откуда у вас такой замечательный русский язык?

– Жизнь научила. В шестом классе меня на два месяца отправили в Артек. Отличников посылали летом, а меня послали зимой… (Смеется.) За два месяца я не встретил там ни одного эстонца — всего из Эстонии послали человек тридцать, но нас расселили по разным лагерям. До этого я по-русски не говорил, а как бросили в воду — так и поплыл… Там ведь надо было и в школу ходить. Через неделю заговорил — а деваться куда?

– Быстрая адаптация — качество, важное для дипломата.

– Ну-у… Пока что жив. Значит, сумел выжить.

– До того как стать послом в России, вы возглавляли Третий политический отдел эстонского МИДа. Чем занимается этот отдел?

– Говоря скромно, почти всем миром — за исключением стран Европейского cоюза, НАТО и Балкан. Все остальное — это третий отдел.

– И Россия?

– И Россия, и Вануату, и Кирибати, и Китай, и Бразилия — что угодно.

– Насколько Россия интересна вам лично?

– Даже очень. Россия все-таки наш сосед…

– "Сосед" — это геополитика…

– Нет, в первую очередь это реальность. Геополитические толкования — дело десятое. Я по образованию историк, а история Эстонии и России переплелась не единожды. Как мне кажется, в Эстонии жизнь с каждым годом становится скучнее, организованнее, упорядоченнее, а Россия все еще бурлит — и будет бурлить долго: там все меняется, все движется, Россия постоянно преподносит нам сюрпризы. Как такой страной не интересоваться… А еще мне не чужда русская культура — Чехов, Бунин, русский театр. Настоящей культурой восхищаться всегда легко.

Бронзовый отлив

– Работа в Москве однозначно оценивается эстонскими СМИ как raske töö, то есть тяжелая. Когда вам предложили эту работу, вы сразу согласились?

– Нет, конечно. Это несолидно — соглашаться сразу. (Смеется.) Когда тебе убедительно советуют сделать что-нибудь, в конце концов неизбежно согласишься. И потом, всегда приятно заниматься интересной и сложной работой. А Россия — самая интересная из всех стран, где у нас есть посольства. Кроме того, в Москве много разных людей, много хороших театров и музеев.

– У вас в Москве есть друзья или знакомые?

– Есть  — и те, и другие. Не так много, как нужно. Мы работаем над этим.

– Как вы думаете, почему именно вам настоятельно советовали стать послом в России?

– Наверное, потому, что посчитали меня уступчивым человеком… (Смеется.) Нельзя сказать, что я мало занимался Россией во время работы в третьем отделе. До того я тоже имел дело с российской тематикой — и в МИДе, и на Тоомпеа, будучи советником премьер-министров, Калласа и Лаара. Кстати, с мидовской точки зрения работа в бюро премьер-министра — это такая же командировка, как в Копенгаген или в Дублин.

– После "бронзовой ночи" у Эстонии с Россией очень особенные отношения…

– В основном политика делается при свете дня, поэтому я бы не стал преувеличивать роль ни этой ночи, ни каких-то других. Не в "бронзовую ночь" все началось — и ничего с нею не закончилось. Это просто один из эпизодов в долгой истории эстонско-российских отношений. Я вообще глубоко убежден в том, что ни эстонскую историю, ни российскую, ни историю отношений наших стран невозможно понять, исходя из последних пятидесяти лет, — начинать надо с древних времен. Так же невозможно объяснить историю наших отношений одной ночью, пусть и "бронзовой". Пора перестать преувеличивать важность отдельных событий прошлого года.

– Множество людей с вами не согласились бы.

– Я скажу так: если отношения неровные, значит, в них есть подъемы и спады. Как у моря — прилив чередуется с отливом. Сейчас мы переживаем один из отливов, и он не единственный. Но нам нельзя забывать о приливах.

Ветер и муравьи

– Какими средствами, на ваш взгляд, следует теперь исправлять положение, чтобы отлив сменился приливом?

– Я считаю, что самое верное средство — это спокойная кропотливая работа. Например, над соглашениями, которые не имеют большого политического значения, но очень полезны для налогоплательщиков обеих стран. Есть целый список таких соглашений в сферах, которые курируют Министерство внутренних дел, Министерство культуры, Министерство окружающей среды и так далее. Я воздержусь от более детального рассказа об этих соглашениях до момента, когда они будут подписаны. Надо сказать, что в последний год работа над соглашениями шла удивительно споро. Политика — она ведь как лес: в кронах деревьев дует сильный ветер, а на земле муравьи спокойненько работают…

– Но вы — как посол — как раз в кронах деревьев, где ветрено, нет?

– Как сказать. Я не политик — не министр иностранных дел, не премьер-министр, даже не президент. Моя работа — говорить с людьми, выслушивать людей, стараться договориться. Не думаю поэтому, что кто-то собирается меня сдуть, и не намерен давать к этому повода.

– Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация с договором о границе?

– Я думаю, какое-то время ситуация будет оставаться такой, какая она есть сейчас. Главное, что граница есть, известно, где именно она проходит, граница работает. Это практика, она важнее всего. Юридическое оформление в сравнении с практикой — дело второстепенное. Если бы мы не знали, где проходит граница, ситуация была бы иной. А так — практика удовлетворяет обе стороны. Конечно, кроме очередей на пограничных пунктах, но это уже не тематика договора о границе.

– В России вам наверняка зададут вопрос — пусть и в кулуарах, — как вы лично оцениваете апрельские события. Что бы вы ответили?

– Я бы сказал, что отношусь к ним спокойно.

– У вас есть хобби?

– Мое самое важное хобби — работа. На Западе у меня есть два хороших знакомых — фуа-гра и крем-брюле, надеюсь, я обрету таких знакомых и в России. В Москве моим хобби определенно станет русская кухня.

– Удачи вам на новом посту!

– Спасибо.

***

Справка "ДД":

Симму Тийк родился 18 февраля 1959 года в Тарту в семье научного работника. Закончил исторический факультет Тартуского университета (специализация — европейская история XX века)

С 1993 года занимает различные должности в Министерстве иностранных дел. В 1997-1999 годах работал в посольстве Эстонии в Дании, в 1999-2003 годах был советником премьер-министров Сийма Калласа и Марта Лаара, в 2003-2006 годах — посол Эстонии в Ирландии. До назначения послом в России возглавлял Третий политический отдел МИДа.

Поделиться
Комментарии