Почему именно вы были бы самым лучшим премьер-министром?

Я думаю, что есть причины быть довольным тем, что поставленные правительством [во главе со мной] на год цели — понижение налогов, повышение пособий, реформа трудоспособности — которые наши критики называли слишком амбициозными, достигнуты. У меня точно достаточно энергии и сил, чтобы идти дальше. Я ощущаю, что в эти чуть менее года было очень даже много работы, но и очень много бесценного опыта и контактов — как с европейскими, так и с лидерами США. То, что премьер-министра Эстонии знают и в Киеве, и в Вашингтоне, и в Берлине даже по имени…

Имя и проще произносить…

Да, но отношения такие, в которых используются имена. Это важно не только для меня одного, но и в этом состоит интерес Эстонии, чтобы у нас были контакты на таком уровне.

Основная часть предвыборной программы Партии реформ начинается с перечисления угроз. Там указаны агрессивная страна-сосед и угроза терроризма. Почему вы пугаете людей?

Я считаю, что если мы начеку и ощущаем, что ситуация с безопасностью вокруг нас тревожная, то это поможет нам лучше подготовиться к решению опасных ситуаций и сделать так, чтобы больше никогда не повторился 1940 год. Мы уже этим летом вышли с программой, которая называется ”Стратегия национальной безопасности”. Если вначале думали, что безопасность не такая важная тема, то сейчас никто не сможет поспорить, что безопасность — основная тема выборов. Из четырех крупнейших партий по меньшей мере три — точно в очень большой степени согласны в этих вопросах.

Есть здесь и разногласия. Центристам нравится говорить технически — о типах оружия, и в этой части они могут говорить понятно и нормально, но вопрос — в принципиальном отношении к безопасности. В 1940 году судьбу Эстонии решило не то, какие типы оружия у нас были. Я бы не хотел, чтобы у Эстонии было правительство, которое само поднимет шлагбаум.

Оставим Центристскую партию. Потому что ясно, что они в правительство все равно не попадут.

Ну, не будьте в этом до конца уверенным! Соблазны есть разные. Я единственный исключил всякую возможность сотрудничества с Центристской партией пока ею руководит Сависаар.

IRL и соцдемы точно так же — исключили.

IRL и соцдемы сказали, что они не пойдут в правительство, которым будет руководить Эдгар Сависаар. Я не заметил, чтобы они исключали сотрудничество в случае, если правительство-то он сам сформирует, руководить будет им из кабинета мэра и поставит кого-то формально возглавлять [правительством]. Такая комбинация не исключена.

<…>

Представим ситуацию после выборов. Перед вами два варианта: например, соцдемы пойдут в правительство с центристами и руководимая Сависааром партия — в правительстве, либо они формируют правительство с вами, но тогда нужно ввести ступенчатый подоходный налог. Что вы решите?

Вы, скорее, могли бы спросить об этом в вашем интервью с соцдемами. В вопросах безопасности мы на компромиссы не пойдем. Я надеюсь, что и они не уйдут в серую зону. По всей видимости, у нас точно есть возможность найти с соцдемами и IRL что-то схожее в мировоззрении, чтобы сотрудничать. Люди, гибко относящиеся к вопросам безопасности и независимости Эстонии, могли бы оставаться вне правительства.

Недавно в Брюсселе во время заседания Европейского совета у меня была беседа и с президентом Порошенко. Я начал думать, что не хотелось бы представлять, как в такой компании, например, в кругу министров иностранных дел Эстонию представлял бы такой человек, который говорит, как Яна Тоом или Михаил Стальнухин или как Сависаар. Такой Эстонии не хочет никто.

Поделиться
Комментарии