Но на голосовании парламентарии поставили вопрос об отклонении в первом чтении пакета поправок в законодательство.

Только для граждан первого сорта

Как отметил центрист Яак Ааб, представлявший пакет поправок, сегодня в Эстонии проживает около 3500 "чернобыльцев" (на ликвидацию аварии отправлено было почти 5000). При этом право на получение ими льгот, например на проезд в общественном транспорте, на уровне государства регулируется Законом о репрессированных оккупационными режимами лицах.

Это означает, что сейчас на льготы на государственном уровне могут рассчитывать только те, кто подпадает под юрисдикцию указанного закона — а это исключительно правопреемные граждане. Живущие сегодня и жившие в апреле 1986 года в Эстонии герои-неграждане ничего не получают. Никаких прав не имеют также обладатели "неправильного" эстонского гражданства, то есть те, кто получил синий паспорт в порядке натурализации.

Правопреемных в Чернобыле было немного

Отвечая в ходе обсуждения на вопросы депутатов, Май Трейал от Народного союза привела данные Эстонского фонда помощи жертвам радиации, в которых отмечено, что 86% ветеранов Чернобыля по состоянию на 1999 год являлись гражданами Эстонии, 8% — гражданами России, 3% — гражданами других государств и у 3% не было гражданства.

Напомним, что, по словам Ааба, в Эстонии проживают 3500 чернобыльцев. Если учесть, что 86 процентов из них — граждане республики, получается, что льготы должны быть предоставлены 3090 ликвидаторам. Однако по официальной информации, помощь от государства получают только 485 человек. Остаются 2525 участников ликвидации аварии, которые либо получили синий паспорт в порядке натурализации, а значит, под действие закона не подпадают, либо страна просто решила о них забыть.

Реформист Таави Рыйвас спросил, во сколько же это все обойдется? 8,75 млн. крон, был ответ. Плюс расходы на пенсию, если позволить чернобыльцам раньше выходить на заслуженный отдых. 8,75 млн. крон в год — это примерно по кроне с каждого жителя Эстонии в месяц.

Дело не в процедуре, дело в желании

Вполне "натурализованный" Тривими Веллисте (бывший Трофим Величков) задал вопрос — обсуждалось ли на заседании комиссии по социальным делам то, что облученным в Чернобыле негражданам следовало бы активно обращаться за помощью к правительству России? "Ведь они граждане России, или имеют право на автоматическое получение российского гражданства, — заявил бывший Величков. — Российское правительство, так или иначе, должно нести какую-то ответственность".

Представителя Союза Отечества и Res Publica успокоила Май Трейал, сказав, что этим активно пытается заниматься Объединение чернобыльцев Эстонии. Впрочем, она не стала скрывать, что вопросом, как в этом отношении продвигаются дела, комиссия не интересовалась.

Центрист Тойво Тоотсен попытался призвать Рийгикогу к гуманности, рассказав, что видел недавно документальный фильм, в котором рассказывалось о печальной судьбе "чернобыльцев" в России. "Так что вопрос в том: не могла бы ли Эстония все-таки проявить больше участия и гуманности по отношению к людям, которые участвовали в ликвидации этой катастрофы".

В результате, за прекращение обсуждения проголосовали все присутствовавшие представители партий правящей коалиции — Партии реформ, Союза Отечества и Res Publica и Социал-демократической партии. Оппозиция осталась в меньшинстве — 47:34.

При этом реформист Тынис Кыйв согласился с тем, что ко всем надо относиться одинаково. Но в данном вопросе, как он считает, следует думать не о гуманности, а заняться созданием отдельного законодательного акта, поскольку поправками к существующим законом этот вопрос не решить.

Хотя напомним, отсутствие оного не помешало Таллиннскому горсобранию предоставить 13 декабря прошлого года право бесплатного проезда на столичном общественном транспорте всем проживающим в Эстонии участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Поделиться
Комментарии