В субботу, 20 июня, примерно в половине седьмого вечера на Лаагна теэ в Таллинне произошла жуткая авария. Автомобиль BMW, управляемый 20-летним мужчиной, врезался в Volvo XC60, которым управлял 54-летний мужчина. В результате столкновения Volvo выехал налево на зеленую полосу, а BMW вынесло направо, и, столкнувшись с двигавшимся в первом ряду Ford Fiesta, за рулем которого находился 39-летний мужчина, BMW пролетел через павильон автобусной остановки. Стоявшая там 61-летняя женщина погибла на месте. Ford отбросило на двигавшийся перед ним автомобиль Toyota Avensis, который вел 28-летний мужчина. В больницу доставили водителя BMW, водителя Volvo и находившуюся в этом автомобиле 57-летнюю женщину, а также водителя Ford, его 34-летнюю пассажирку и находившуюся на остановке 32-летнюю женщину. Позднее в больнице водитель Ford скончался.

Предположительно, виновником аварии стал водитель BMW, который ехал со скоростью 200 км/час, при этом не имея водительских прав. Экспертиза показала, что водитель был трезв, не было выявлено и признаков наркотического опьянения.

Водителя BMW арестовали, пока на два месяца. Судебные разбирательства еще идут. Учитывая, что предполагаемый виновник уже имел проблемы с законом — его и ранее замечали ”гоняющим” по улицам города, многие вопросы не находят ответа. Но, помимо поведения молодого гонщика, обсуждать начали и то, почему на том трагическом участке нет камер замера скорости.

После аварии старейшина управы Ласнамяэ Владимир Свет, прокомментировав ситуацию, отметил, что камеры на этой магистрали необходимы.

”Эта трагедия должна заставить нас задуматься о том, как сделать улицу Лаагна, главную магистраль Восточного Таллинна, безопаснее. И хотя обстоятельства случившегося еще выясняются, совершенно очевидно, что одной из главных причин аварии стало превышение скорости. Так как скоростной режим на Лаагна теэ нарушается постоянно, я вижу только один эффективный способ решить эту проблему — установить на этой магистрали камеры контроля скорости”, — прокомментировал ситуацию старейшина района.

Почему ответственные люди начинают реагировать на трагедию только после происшествия — вопрос риторический. Однако, проанализировав статистику ДТП на Лаагна теэ, можно сделать вывод, что камера слежения за скоростью там необходима.

Опасные ж/д переезды

Кроме злополучной Лаагна теэ есть и другие примеры, когда о мерах пресечения начинали всерьез задумываться после трагедий, которых могло бы не быть.

Если говорить о дорожных происшествиях, то, например, в 2018 году руководство Эстонской железной дороги приняло решение в течение пяти лет установить шлагбаумы на 51 железнодорожный переезд. Такое предложение было озвучено после того, как в феврале того же года недалеко от Кейла на ж/д переезде столкнулись фура и пассажирский поезд.

На тот момент в Эстонии было всего 152 ж/д переезда, и только на 40 из них были установлены шлагбаумы.

На чужих ошибках

Все же есть немногочисленные примеры, когда правильные решения принимаются благодаря чужим ошибкам. Наверняка многие помнят о большой трагедии, случившейся в Латвии. 21 ноября 2013 года обрушилось здание торгового центра Maxima. В результате ЧП погибли 52 человека, еще несколько десятков было ранено. Причиной трагедии среди прочего называли и некачественную сборку металлоконструкций здания. Было возбуждено уголовное дело по факту несоблюдения строителями требуемых норм при проведении работ.

После этого случая уже 5 декабря того же года правительство Эстонии одобрило проект Закона о строительстве, который было решено изменить, чтобы избежать подобных трагедий в нашей стране. Абсолютным правилом стала независимая экспертиза строительства. Если дело касается сложного строительного проекта, то экспертиза теперь должна проходить на стадии проектирования. Вместе с этим новый закон, регулирующий все области строительства, уменьшил бюрократию, связанную с подачей и согласованием строительных проектов.

Старые лазалки

Сейчас в Таллинне уже довольно активно идет демонтаж старых детских игровых снарядов, лазалок, песочниц и т. д. Однако тема их демонтажа была поднята еще с десяток лет назад. С одной стороны, на этих лазалках играло не одно поколение советских детей — и никто не пострадал. Но со временем эти аттракционы обветшали, местами пришли в негодность и стали опасны для детей.

В ноябре 2011 года в одном из детских садов Таллинна произошел несчастный случай, когда голова 3-летнего ребенка застряла между ступенями лестницы-лазалки, и ребенок задохнулся. Предположительно, ребенок оступился и сорвался со ступени. У лестницы не было другой перекладины снизу, из-за чего у мальчика не оказалось опоры — он повис и, вероятно, задохнулся. Расстояние между двумя перекладинами составляло 20 сантиметров. Мальчик находился на лестнице около 10 минут, прежде чем его заметили. После этого случая вопрос о демонтаже и замене игровых площадок был снова поднят.

Невидимый убийца

Про опасность угарного газа тоже говорилось много. Но вот порядка в этом отношении было мало. Наличие датчика угарного газа до сих пор было обязательным в тех помещениях, где есть газовые установки. Например, если газовый котел находится в подвале дома, то там должен быть и датчик.

Но после очередной трагедии, когда целая семья отравилась угарным газом, правительство решило взять эту проблему под более жесткий контроль.

13 ноября 2018 года в частном доме в Какумяэ отравились угарным газом и погибли трое детей 7, 4 и 2 лет. Отравление получили и их родители. Семья въехала в свой новый дом буквально накануне и той же ночью случилось непоправимое. На тот момент наличие датчика угарного газа в доме не было обязательным по закону. Но если бы датчик был в доме, родители не потеряли бы троих детей.

Спустя год после этой трагедии правительство приняло изменения в Законе о противопожарной безопасности. Теперь датчик угарного газа должен быть установлен во всех помещениях, соединенных с газовым оборудованием при помощи техносистем. То есть уже недостаточно того, что датчик есть в подвале, где расположена газовая установка. Датчик должен быть и в других помещениях, куда газ может проникнуть, например, через вентиляцию, дымоход или другие конструкции здания. Переходный период для установления датчиков продлится до 1 января 2022 года.

Но смерть детей в Какумяэ, к сожалению, была не единичным примером отравления угарным газом. В 2016 году в январе и в марте скончались двое детей 11 и 6 лет в доме на улице Эрика в Таллинне. Оба случая касались использования газового бойлера в ванной комнате. В мае того же года еще двое детей в доме на улице Копли получили отравления, также находясь в ванной комнате, где был газовый водонагреватель.
В этих случаях, помимо необходимости датчика угарного газа, возникает и вопрос о своевременной проверке и регулярном контроле газового оборудования. Согласно принятому в 2019 году постановлению правительства, теперь контроль газового оборудования обязателен во всех жилых домах. Проверки будут обязательны раз в четыре года. Все данные при этом будут заноситься в общую базу Департамента технадзора, а владельцы оборудования будут получать напоминания о необходимости очередного контроля.

В чьих руках оружие

6 июня этого года общество всколыхнуло сообщение о стрельбе в Лихула. 32-летний мужчина спровоцировал ДТП на автозаправке, а позднее расстрелял мотоциклиста и автомобиль, где находилось двое взрослых и трое детей. Женщина погибла, двоих детей доставили в больницу в тяжелом состоянии.

Позднее стрелок пытался скрыться в лесу, при задержании он открыл стрельбу и по полицейским. Точные мотивы действий мужчины неясны. По данным следствия, накануне он употреблял алкоголь и сильнодействующие успокоительные препараты. Такое сочетание могло помутить рассудок мужчины, из-за чего он потерял чувство реальности.

Но главное, о чем после этой трагедии заговорили, это о доступности оружия в стране. По данным полиции, на имя лихулаского стрелка было зарегистрировано четыре единицы огнестрельного оружия: два пистолета и два ружья. И это при том, что ранее у мужчины уже были проблемы с законом из-за использования оружия ненадлежащим образом. В 2008 году он был признан виновным в тяжком нарушении общественного порядка и незаконном обращении со взрывчаткой, огнестрельным оружием и боеприпасами. В качестве наказания он должен был заплатить штраф 14 800 крон (946 евро).

Буквально сразу же после этого случая в правительственных кругах заговорили о том, как усилить контроль людей, ходатайствующих о получении разрешения на оружие. Упоминалось, что надо тщательнее проверять психическое здоровье ходатайствующих, а также их прошлое и настоящее. Прозвучало предложение отправлять ходатая на медицинский контроль после того, как полиция проверит всю подноготную человека, и только в том случае, если не возникнет к нему претензий. По нынешним правилам процедура делается наоборот: сначала человек получает медицинскую справку, подтверждающую, что он может ходатайствовать о разрешении на оружие, а затем уже подает заявление в полицию, которая проводит свой контроль. Эта тема еще свежа, и пока не ясно, будут ли на практике какие-то изменения в системе контроля, в чьи в руки попадает оружие.

По данным полиции, в Эстонии разрешение на оружие есть у 27 200 физических лиц.

Нужен ли электрошокер

В октябре 2017 года произошел инцидент, который тоже унес жизнь человека. Утром 31 октября на площади Вабадузе был замечен босоногий мужчина, размахивавший двумя ножами. Полицейские, прибывшие на место, неоднократно требовали от мужчины положить оружие на землю, но он не реагировал на их распоряжения. Когда мужчина побежал в сторону полицейских, они сделали три предупредительных выстрела в воздух, а затем один выстрел на поражение в область грудной клетки из служебного пистолета Glock. Доставленный в больницу пострадавший скончался.
Позднее судебный врач-психиатр сообщил, что у напавшего на полицейских мужчины было прогрессирующее психическое расстройство, из-за которого был высок риск опасного поведения как для самого мужчины, так и других людей. Врач также отметил, что подобное поведение нельзя скорректировать просьбами и предупреждениями.

После этого случая возникли споры, правомерны ли были действия полиции в отношении нападавшего психически нездорового мужчины, можно ли было избежать его смерти. Уже не в первый раз заговорили о том, что полицейские должны иметь при себе электрошокеры.

Бывший генеральный директор Департамента полиции Райво Аэг отметил тогда, что во многих странах электрошокеры имеются в оснащении полицейских. Их действие парализующее и, как правило, не приводит к смерти. Если опасность исходит от холодного оружия, как в данном случае, то надо верно оценивать, правомерно ли использовать для отражения такой атаки огнестрельное оружие. Если бы у полицейских имелся электрошокер, то, возможно, смерти нападавшего можно было бы избежать.

”В итоге элекрошоковое оружие в Департаменте полиции и погранохраны стали использовать с 2018 года. Полицейские прошли соответствующее обучение, электрошоковое оружие применяется в каждом патруле и оно используется для отражения непосредственной повышенной опасности”, — подтвердила пресс-секретарь Пыхьяской префектуры Виктория Корпан.

Опасное наследие

Весной 2012 года в Таллине случилось происшествие, которое, к счастью, не забрало жизнь, но заставило задуматься над серьезным вопросом. 18 апреля около семи часов утра в Ласнамяэ на улице Калевипоя, 17, на асфальт с четвертого этажа здания упало балконное ограждение одной из квартир — весом около тонны. Никто не пострадал. Причиной обрушения назвали плохое качество строительства и пришедшие со временем в негодность конструкции. Дом был построен в 1980 году.

Спустя два года Департамент технического надзора провел исследование, которое показало, что в Эстонии насчитывается около 800–1000 домов советского времени, балконные панели которых могут рухнуть в любой момент. В первую очередь это панельные дома 1960–1970-х годов в таллиннских районах Ласнамяэ, Мустамяэ и Ыйсмяэ. В ведомстве подчеркнули, что за состоянием этих конструкций нужно регулярно следить, прежде всего — защищать от коррозии.

За безопасность строений и поддержание их в порядке отвечает собственник, то есть квартирное товарищество.

Поскольку укрепление балконных ограждений — не очень затратное мероприятие, то государство не планировало специальных мер поддержки этой деятельности в 2014 году. Однако начиная с 2018 года квартирные товарищества Таллинна могут подавать заявления на получение пособия для покрытия расходов на проведение строительно-технической экспертизы балконов. Пособие предназначено для обслуживания домов, построенных до 1993 года. Его можно использовать для покрытия расходов на соответствующую экспертизу, осуществленную в 2018 году. Пособие может составить до 70% стоимости экспертизы, но не более 1000 евро на квартирное товарищество. Подавать заявления в таллиннскую горуправу можно круглогодично.

Больше новостей про ДТП на Лаагна теэ — ЗДЕСЬ.

Поделиться
Комментарии