Картина маслом: плывем, но до берега еще далеко

Выход на пенсию означает смену социального статуса и, как правило, ведет к снижению уровня доходов. К сожалению, во многих странах мира ”пенсия” означает ”бедность”. Конечно, в Европе дела обстоят гораздо лучше, чем, например, в Китае, где сельское население практически лишено пенсионных выплат. Но картина в разных странах Евросоюза очень пестрая. Например, самые высокие пенсии в абсолютных суммах получают пенсионеры Дании, Австрии, Исландии — более 2000 евро. При этом самый высокий коэффициент замещения (отношения среднего размера пенсии к средней зарплате) зарегистрирован в Австрии и Италии — около 80 процентов. В то же время в Болгарии и Румынии пенсии очень скромные и составляют от 125 до 175 евро.

На этом фоне Эстония выглядит неплохо: средняя пенсия по старости составляет от 420 до 450 евро в зависимости от стажа работы. Но это максимум 35 процентов от средней по стране зарплаты. То есть коэффициент замещения у нас очень низкий. Однако среди государств, которые до 1991 года назывались СССР, Эстония занимает 1 место по размеру средней пенсии, оттеснив Россию на 4 позицию. А вот соседней Финляндии мы уступаем, потому что по ту сторону залива средняя пенсия по старости составляет более 1600 евро в месяц, а это около половины средней заработной платы по стране.

Что же делать? Есть ли возможность увеличить размер пенсии в Эстонии и что этому мешает? Я уверена, что средняя пенсия в 1000 евро для Эстония — это не утопия, а цель, к которой нужно стремиться, и этот курс в своё время правительство реформистов проводило довольно успешно, последовательно увеличивая средний размер пенсии.Однако действующая пенсионная система по-прежнему нуждается в улучшении.

Пороки пенсионной системы: равенство в бедности

Порок нынешней пенсионной системы заключается в том, что она пытается всех уравнять в бедности. Последние инициативы правительства опять предполагают лишить людей стимула работать лучше и зарабатывать больше. Опять наказывают работающих пенсионеров.

Например, правительство повышает размер пенсий у тех, кто досрочно уходит на пенсию и позволяет таким людям работать. Это неплохо. Но почему наказывают работающих пенсионеров, которых, согласно нынешней системе, фактически заставляют платить прогрессивный налог, если их доход ”зарплата + пенсия” превышает 1200 евро?

Я уверена, что пенсионная реформа в Эстонии должна предполагать рост пенсий, а не их выравнивание. Если человек работал много и долго на сложном производстве, получал хорошую зарплату, естественно, его пенсия должна быть гарантированно выше, чем у человека, который полжизни искал себя, не работал и получал пособия. Трехступенчатая пенсионная система, действующая в Эстонии, вызывает много вопросов. Хотя понятно, что идеальной пенсионной системы нет нигде. Большим компромиссом является учет и размера заработной платы, и трудового стажа при начислении пенсии. Но самое главное: нужно решить вопрос с источниками доходов пенсионной системы.

Бег с препятствиями или ходьба на месте

Политические оппоненты часто упрекают Партию реформ в том, что мы не учитываем демографическую ситуацию, когда вносим предложения по пенсионной реформе.

Категорически утверждаю: это ложь. Наша партия и я лично неоднократно заявляли, что именно старение населения и низкая рождаемость — главные угрозы для экономического и социального благополучия всей страны. Прежде всего нужно понять, что нынешние пенсионеры находятся на содержании у работающих людей. Точно так же было, когда нынешние пенсионеры еще работали и за счет своих налогов содержали пенсионную систему страны.

Поэтому: чем больше работников занято в экономике и чем больше производится добавленной стоимости, тем больше денег поступает в пенсионную систему. Сегодня в Эстонии доля пенсионеров составляет более 32 процентов, это около 420 тысяч человек; а доля работников — 68 процентов, или 840 тысяч человек. Соотношение пока неплохое. Но каждый год число работников сокращается, а пенсионеров — растет. Поэтому нам крайне необходима реформа рынка труда.

Во-первых, нужно создавать больше рабочих мест в секторах, где производится высокая добавленная стоимость: IT-сектор, финансовый менеджмент, промышленная электроника, энергетика и так далее. Эстонии нужны высококвалифицированные работники, получающие высокие зарплаты. Для преодоления дефицита рабочей силы возможно стимулировать приток высококлассных специалистов из других стран.

Во-вторых, нужно расширять применение робототехники, что позволит компенсировать нехватку рабочих рук и увеличит производительность труда.

В-третьих, необходимо уменьшить бюрократические заслоны, мешающие динамичному развитию рынка труда. На сегодня в Эстонии сложилась парадоксальная ситуация, когда человеку выгоднее не работать и получать пособия, чем работать и получать небольшую зарплату. С этим должно быть покончено.

И, разумеется, нужно стимулировать повышение рождаемости. Партия реформ в этом направлении уже сделала немало: например, по нашей инициативе была установлена ”материнская зарплата”, позволившая сохранить уровень доходов в семье и при рождении ребенка.

К сожалению, нынешнее правительство центристов много говорит о справедливом государстве, а на деле просто перекладывает деньги из одного кармана в другой, что ситуацию ни в экономике, ни в социальной сфере к лучшему не меняет.

Более того, ситуация с пенсионным обеспечением ухудшается и, по данным Евростата, Эстония занимает первое место в Европе по числу пенсионеров, рискующих оказаться за чертой бедности.Эстония сегодня напоминает спортсмена, занятого ходьбой на месте, когда движения не происходит.

А нам нужно прилагать усилия по преодолению препятствий и бежать вперед, догоняя развитые государства Европы. Я уверена, что уже в течение 4 ближайших лет можно увеличить размер средней пенсии на 200 евро, а за счет реформы рынка труда — повысить ее размер идо 1000 евро и довести коэффициент замещения до 50 процентов от зарплаты.

Нужно стимулировать занятость и снизить налоги для работающих пенсионеров. Пенсионеры в Эстонии имею право на обеспеченную старость. Задача государства — гарантировать им лучшее будущее и возможность не только жить, но и радоваться жизни.

Поделиться
Комментарии