Как пишет Каарел Таранд в газете Eesti Päevaleht, непосредственно перед Днем победы министр народонаселения Пауль-Эрик Руммо рапортовал о сбывшихся прогнозах: за полгода — 400 дополнительных рождений.

С момента принятия закона о родительском пособии авторы закона навязывают Эстонии представление о небывалом росте рождаемости. Но статистика суровее политической пропаганды. Да, первые полгода дали лучший за последние восемь лет результат. Но продолжится ли рост рождаемости, говорить рано. В этом году рождаемость была высока в марте, апреле и июне, но остальные месяцы не улучшили показателей прежних лет. Кроме того, не стоит проводить сравнение только с прошлым годом. Ведь 2003 год составлял исключение. С 1997 года первое полугодие каждого года было более "урожайным", чем второе, а в прошлом году это правило было нарушено. В июле 2003 года был побит рекорд века — 1310 рождений за месяц. Если бы то же самое произошло и в этом году, можно было бы и впрямь радоваться, и впервые за последние годы достичь уровня 14 000 рождений в год. Но если все пойдет по прежним правилам, итоги года ненамного превысят 13 000. В 2000 году в правительстве так же радовались росту рождаемости. Как выяснилось, подъем был временным. При этом однозначно связывать т.н. дополнительные рождения с родительским пособием то же самое, что связывать количество рождений с популярностью правительства (хотя эти кривые движутся похоже). И когда говорят, что благодаря родительской зарплате мы имее 400 дополнительных рождений, это значит, что каждого дополнительно рожденного ребенка правительство покупает больше чем за миллион крон (в этом году на родительские пособия в бюджете выделено 440 миллионов). Если программа-минимум — сведение естественного прироста (разница между рождениями и смертями за год) к нулю, это означало бы — при использовании нынешнего метода "покупки детей" — бюджетные расходы по меньшей мере в 5 миллиардов в год.

Статистические данные показывают и причины "бездетности". Да, количество абортов уменьшается, но их все еще слишком много — один аборт на одни роды. Статистика отражает полное разрушение традиционной семьи: у состоящих в браке родителей рождается менее половины детей Эстонии, а каждый шестой рождающийся у нас ребенок даже формально не имеет отца. И деньги тут не помогут. О приросте населения — или бэби-буме — можно будет говорить тогда, когда хоть как-то удастся реанимировать стабильную семью с двумя родителями, когда прекратится увеличение среднего возраста рожениц, когда на треть сократится количество абортов и когда финансовое обеспечение найдется на все годы роста ребенка, а не только на один из восемнадцати.

Поделиться
Комментарии