Еще за пару дней до собрания в руках лидера социал-демократов Евгения Осиновского была сосредоточена редкая для эстонской политики единоличная возможность определить дальнейший вектор политической жизни, особенно редкая для представителя неправых партий, и тем более редкая — для представителя русскоязычного меньшинства.

От его решения зависела судьба правительства, которое уже который месяц не имеет народной поддержки, и которое с самого начала блистало скорее конфликтами, чем идеями и компромиссами. У него был кредит доверия со стороны собственной партии, председателем которой он стал именно на ниве недовольства нынешней коалицией. И хотя решение о дальнейшем существовании правительства принимал совет партии, нет сомнений, что решающим фактором принятия решения была именно позиция нового лидера — который решил сказать нынешнему правительству ”да”.

Почему я считаю, что упущен исторический шанс? Во-первых, впервые за много лет суммарный рейтинг правительственных партий довольно долгое время держится ниже 50% процентов, что означает неодобрение большей частью населения общего курса развития страны. Во-вторых, давно уже судьба коалиции не зависела от представителя Социал-демократической партии, которая в принципе способна предложить концептуальную альтернативу реформистам, правящим в Эстонии уже почти два десятилетия. Более того, никогда в новейшей истории страны русскоязычный человек не стоял у руля партии, пользующейся столь высокой поддержкой населения.

На короткое время в руках председателя социал-демократов оказалась возможность прекратить существование правительства, руководимого Партией реформ. Это означало бы разрушение существующего статус-кво и возвращение к коалиционным переговорам между всеми политическими силами. Конечно, ничто не гарантировало социал-демократам премьерского кресла в следующем правительстве, но предпосылки для этого были бы созданы хотя бы уже тем, что они стали бы паровозом изменений в эстонской политике. Нельзя в свете этого вопроса забывать и ”самовольное” общение Евгения с лидером Центристской партии Эдгаром Сависааром. Так или иначе, могла появиться возможность для соцдемов и Осиновского возглавить новую коалицию, отвечающую интересам большинства населения. Теперь эта возможность безвозвратно упущена.

Особенно жалко выглядит желание социал-демократов продолжать работу в составе существующей коалиции на фоне последних скандалов, связанных с Таллиннским портом и бонусами консультантов Eesti Energia. Даже стороннему наблюдателю очевидно, что существовавшие годами в госпредприятиях коррупционные схемы не могли пройти незамеченными для реформистов, контролирующих советы этих компаний. В связи с этим показателен демарш Урве Пало, которая очень четко показала, что социал-демократы должны были выбирать между потворством коррупции и потенциальной возможностью остаться в оппозиции.

Почему дрогнула в последний момент рука у председателя партии, который занял свое место благодаря негативному отношению к правительству? Об истинных причинах мы можем только спекулировать. Может, за этим стояло давление старых партийных боссов и нежелание раскалывать партию. Или сыграла свою роль неуверенность в будущих партнерах по коалиционным переговорам. Хочется верить, что так не вовремя появившиеся проблемы в бизнесе отца Евгения Осиновского не стали решающим фактором, который повернул лодку в сторону сохранения сегодняшней коалиции.

Итак, для ближайшей истории Эстонии возможность создания правительства во главе с нереформистом перечеркнуто. Видимо, русскоязычный премьер-соцдем останется несбывшейся историей Евгения Осиновского. Точно так же отодвинулась перспектива создания правительства, которые будет слышать и слушать собственный народ. При этом стало ясно, что социал-демократическая партия будет все больше в своих решениях оглядываться на правящую Партию реформ.

Поделиться
Комментарии