"Во-первых, министр Осиновский нигде не говорил об отмене требования по изучению эстонского языка — скорее, о конкретизации. О необходимости последней ясно говорят, как раз, научные исследования", — прокомментировал Пийримяги.

"Во-вторых, точное следование правилу 40:60 существенно не улучшило результаты экзаменов по эстонскому языку у выпускников гимназий. Ученики сами, по данным посещений школ рабочей группой весной прошлого года, придерживаются мнения, что не владеющий эстонским языком учитель перед классом и плохо владеющий эстонским языком ученик в классе никак не смогут создать ситуацию, которая позволила бы разговору на целевом языке развиваться", — добавил Пийримяги.

Причина такой ситуации, по его словам, обычно кроется в неукоснительном исполнении школой требования 40:60 — ответственность возлагают на установленное законом правило. При необходимости и возможности, если был учитель, владеющий эстонским языком по меньшей мере на уровне C1, преподавали и иностранные языки на эстонском языке, что кажется довольно неразумным в гимназии.

"В ходе своих выступлений и встреч министр, скорее, подчеркивал необходимость ужесточить требования к владению эстонским языком и переложить ответственность с закона на реального исполнителя, то есть на владельца и директора школы. В то же время, у них будут развязаны руки, чтобы использовать имеющийся ресурс для достижения целей", — пояснил Пийримяги.

"Как директор русской основной школы я сегодня должен искать ресурсы — учителей и деньги — чтобы наши выпускники на момент окончания школы в большинстве владели языком на уровне В2. Чисто по этическим соображениям я не считаю правильным лишать детей из русскоязычных семей возможности познакомиться со своим родным языком и культурой. Поэтому было бы разумным такое раннее или даже двухстороннее языковое погружение в детском саду и преподавание части предметов или тем на эстонском языке уже в основной школе", — пояснил Пийримяги.

Тем, кто обвиняет Осиновского в русификации, Пийримяги сообщил, что подход Осиновского к будущему русскоязычного образования в Эстонии исходит из нынешней ситуации в свете научных исследований. Такой подход, скорее, увеличивает обязанность говорить на эстонском языке как в начальном, так и основном образовании, чтобы в гимназии выбор языков был более свободным и мог зависеть от специфики школы.

Поделиться
Комментарии