Кстати, в Teoteater в пьесе ”Санта без бороды” у Аллана особая роль: Санта-Клаус боится идти к ожидающим его детям, придумывает всяческие отговорки и идет на разные уловки, чтобы не идти, например, теряет бороду. Но нетеатральный Дед Мороз Аллана — самый реальный, классический в нашем понимании — в винного цвета одеянии (мода пошла из Америки) и с белоснежной бородой, которую не теряет. Хотя Аллан признается, что каждый раз, открывая дверь в чей-то незнакомый дом, ему кажется, что он окунается в холодную воду.

На каждого клиента Дед Мороз тратит примерно полчаса, это время Аллан называет ”золотой серединой”, идеальным отрезком времени, когда тебя слушают и воспринимают”. По его словам, нельзя спешить и слишком затягивать свое выступление.

Дед Мороз — актер, и он должен уйти со сцены в нужный момент. Таково правило Аллана.

Нельзя быть слишком самоуверенным

- Если клиент хочет, чтобы Дед Мороз провел в компании несколько часов, соглашаешься?
- В прошлом году я получил один заказ. Звонит знакомая, начинает издалека, мол, у них в фирме итоговое собрание перед Новым годом на 30 человек, потом обед, и они хотели бы пригласить меня. Артистов они не заказывают, только меня. Не переживай, объясняет она мне, придешь на пару часов, не надо ничего делать: ни подарков дарить, ни стихов слушать. И я понимаю, что следующим предложением будет: у нас немного денег или мы не можем платить. В итоге мы все же договорились о гонораре, я отработал свою программу, и все были довольны.

- У тебя есть какой-то алгоритм действий или к каждому клиенту требуется индивидуальный подход?
- Певцы поют свои хиты 30-40 лет, и люди счастливы слушать их постоянно. Я режиссер, где я могу брать каждый раз новые идеи? Да, у меня есть свои заготовки, есть многолетний опыт, я владею актерскими приемами, учитываю и психологические моменты. Роль Деда Мороза сродни роли актера в театре: поднимается занавес, ты выходишь на сцену общаться с публикой. Так строится выступление. Надо чувствовать зрителя и просчитывать реакцию той группы, перед которой ты выступаешь. Тогда все идет хорошо.

- Как ты понимаешь: получилось или нет?
- Не надо быть слишком самоуверенным. Если будешь лениться и думать, что ”я все могу”, не будешь переживать, то в какой-то момент упадешь. А падать больно. Иногда мне кажется: что-то идет не так, какие-то детали меня не устраивают, потом смотрю, что зрители воспринимают на ура.

- Бывает, что тебе не нравится клиент?
- Бывает. Поэтому я всегда стараюсь познакомиться заранее, чтобы иметь возможность выбора. Я и тамадой на свадьбах работаю. Иногда, если работы нет, ты соглашаешься на то, что предлагают. Прекрасно, если можно выбирать. В идеале, конечно, хочется видеть обоюдную симпатию.

Держать внимание зрителей

- Как ты пришел к роли Деда Мороза?
- Помню, в школе мы дарили друг другу подарки на Новый год. И я был тем, кто раздавал подарки одноклассникам. И что-то говорил. В старших классах вел вечеринки. В юности мечтал быть актером, пошел учиться на режиссера, понимал, что голливудские актеры уровня Мела Гибсона или Брэда Питта получают миллионы за свои роли, а в Эстонии простым смертным надо подрабатывать.

Как-то однокурсник предложил мне провести его свадьбу. Я согласился. Я ничего не знал тогда о профессии тамады, пришлось много читать, советоваться, что-то самому придумывать. Родственники частенько просили побыть Дедом Морозом для их детей. Пару раз можно сыграть просто так, но приходит момент, когда ты понимаешь, что бесплатно работать невозможно. Я же готовлюсь — одежда, тексты, игры, плюс мне надо настраиваться, тратить свое время, в конце концов, я испытываю стресс, переживаю, потому что должен сделать вечер удачным. Я могу сидеть дома перед телевизором, но, наверное, мне не хватает адреналина. С одной стороны — боязно, с другой — хочется еще и еще проверить себя, испытать свои силы.

- Где покупаешь костюм и другие дедоморозовские аксессуары? Сколько твоя амуниция стоит?
- Есть один костюм, ему уже 10 лет, но он выглядит отлично и прослужит мне еще. Шили театральные костюмеры. Главное, чтобы в одеянии тебе было удобно. В ближайшие дни получаю новую бороду и парик. Думаю, ты можешь купить костюм и за 100 евро и не слишком хорошего качества, но отличный комплект, наверное, стоит около 1500 евро. Зависит от материала и декора. Я не в курсе нынешних цен.

- Бывают странные пожелания от клиентов?
- Я классический Дед Мороз. Я не выступаю сегодня в мини, а завтра в макси. Я видел и кувыркающихся дедов морозов, но роль клоуна — не моя. Если меня спрашивают, что я умею делать, отвечаю, что я умею быть Дедом Морозом. Шуток в моем арсенале достаточно, я их использую в зависимости от компании, импровизирую, чего-то забываю, репертуар у меня достойный.

Нельзя заискивать

- Что главное в роли Деда Мороза?
- Держать внимание людей. Понимать, где ты. То есть быть уместным. И если что-то идет не так, быть готовым спасать ситуацию. Со всеми возрастными группами ты должен говорить на их языке, но солидно Я работал однажды с правовой комиссией Рийгикогу. Все юристы, спокойные, серьезные люди. Чувствовал, что поведи я себя, как клоун, мне был бы конец. Нашел баланс между солидностью и юмором, применил творческий подход и сразу же почувствовал контакт, ответную реакцию и уважение.

В прошлом году был у футболистов-подростков. Тяжело. Для них самое важное — игровые схемы. И ты должен понимать этот язык, уважать и использовать в своем выступлении. Тинэйджеры же уверены, что они умные и любого могут поднять на смех. Ты не должен заискивать, идти у зрителя на поводу, надо устанавливать свои правила, но мягко, принимая в то же время позицию другого.

Приведу пример из своей театральной жизни. Играли мы спектакль в лесу, и зрители ходили вместе с актерами. Вдруг кто-кто начал играть в снежки. Другие подхватили, и одному актеру попали в голову. Тогда мы сказали: ”Останавливаем спектакль и будем решать, играть дальше или нет. Если вы будете вести себя порядочно — играем, если нет — расходимся по домам, и нас не интересует, что вы заплатили за билеты”. И зрители проголосовали за продолжение. Дед Мороз тоже может оказаться в такой непривычной ситуации, из которой надо выходить достойно.

- Разрешаешь себе рюмочку-другую?
- Я уже шесть лет вообще не употребляю алкоголь. Понял, что так легче жить. Почти 20 лет учился и жил в Старом городе, а тут много баров, кафе, мастерских, где художники вечно что-то отмечают, и я принимал такой образ жизни. Но однажды понял: хватит. Сегодня в нашем обществе лидирует безалкогольный тренд. Пьют мало, даже на праздниках. Я не говорю о Деде Морозе. Представь, ты пришел в детский сад и от тебя пахнет. Куда это годится? Конкуренция высокая, информация разлетается мгновенно по социальным сетям, тебя выгонят и никуда не возьмут. Даже в театре обстановка изменилась: после спектакля актеры убегают домой быстрее, чем зрители. Раньше часто после спектакля собирались и отмечали. Другое время было.

- Какие роли ты играешь в театре?
- Какого-то амплуа нет. Я люблю ясные роли, когда герой ведет себя понятно, может раскрыть свой характер на сцене, и зрители не должны ничего домысливать. Не люблю открытых финалов. Мне кажется, что режиссер или писатель просто не могут решить, что делать с героями, и ставят многоточие.

Сейчас у меня есть один интересный проект — я играю небольшой спектакль для детей на стихи Пушкина и музыку Шопена. Он на эстонском языке, но можно запросто пригласить выступить и в русскую школу. Мне кажется, это было бы очень интересно. Я с этой постановкой уже побывал на разных фестивалях — в Москве, Белоруссии, Финляндии.

- А какой киножанр ты предпочитаешь?
- Нравятся трагикомедии или психологические драмы. Также люблю сентиментальные фильмы на рождественскую тему: действие происходит в реальной жизни, но в один момент главным героем становится чудо. Всем нам хочется чуда и сказки, хочется счастья. Дед Мороз как раз и олицетворяет классические семейные ценности, уют и защищенность от негативных сторон жизни.

Поделиться
Комментарии