СМИ наполнили конкретикой давние слухи о назревающих разногласиях в Союзе Отечества и Res Publica. Выяснилось, что "группа товарищей", недовольных внутрипартийной ситуацией, стала частенько собираться в тесном кругу и строить планы о новом будущем. Поскольку лица там засветились далеко не второстепенные, развитие сюжета не может не привлекать внимание общественности.

Такова партийная жизнь

Тынис Лукас, Андрес Херкель и Март Нутть — эти имена многое скажут даже русскоязычным жителям Эстонии. Не только по причине своей одиозности для большинства из них, но и потому, что имеют реальный вес в IRL и эстонском обществе. Именно они, наряду с менее известным среди русских непосредственным инициатором Аймаром Алтосааром, стали ядром группы C’est la vie (языковой инспекции на них нет!), не скрывающей, что готова создать новую партию, если это понадобится. Что характерно, сердцевина эта сплошь из той части IRL, которая до объединения двух партий в одну именовалась Исамалийтом.

Историю сию можно было бы посчитать подтверждением широко распространенного мнения, что слияние Союза Отечества и Res Publica было во многом искусственным, не имевшим под собой прочной идеологической основы. Просто две политические силы, переживавшие трудные времена, решили сформировать взаимовыгодный альянс, тем более что в Res Publica было немало бывших исамаалийтовцев. При первых же признаках возобновления проблем внутренние противоречия должны были вылезти наружу.

А есть ли мальчик?

"Меня терзают смутные сомнения". Рассуждать о каких-то невзгодах у партии, стабильно пребывающей в правящей коалиции в качестве второй ведущей силы, да еще получившей на недавних выборах (в отличие от центристов) больше мандатов, чем прежде, было бы несколько странно. "Кружковцы" из C’est la vie ставят в вину руководству IRL, состоящему ныне преимущественно из "республиканцев", неудачу в нескольких округах, ранее имевших представительство от Исамалийта. Но общий хороший результат партии ставит под сомнение вескость их претензий.

Правда, рейтинг IRL после выборов сильно упал, раза в полтора. Но опросы общественного мнения, результаты которых не могут быть абсолютно достоверными и быстро меняются, порой сильно расходясь с итогами выборов, никогда не служили поводом для глубоких перемен, если только они не демонстрируют стабильно негативную картину на протяжении долгого времени.

Смутьяны, похоже, и сами понимают, что такие аргументы не слишком сильны, и много говорят о том, что IRL под руководством выходцев из Res Publica потеряла четкое политическое лицо и стала, по словам Лукаса, безликим прагматичным объединением.

Крен к истокам

Тут-то и стоит искать корни недовольства определенной части ведущих политиков IRL. Что Лукас, что Херкель, что Нутть — это хорошо известные своей националистической риторикой "отечественники", годами строившие на ней свой политический капитал. В IRL национализм не исчез, но отошел на второй план, и части партийцев стало сложнее искать дорогу к сердцам избирателей. А те, о ком идет речь, люди весьма амбициозные, но им не удается в IRL реализовать свои карьерные претензии в полной мере. Тот же Лукас после выборов лишился министерского кресла, чем очень недоволен и не скрывает этого. И канализирует свою энергию в C’est la vie.

Но перспективы за этими телодвижениями просматриваются смутно. Есть, конечно, свои избиратели у ортодоксального крыла IRL, что родом из Союза Отечества, только будь их уж очень много, не произошло бы в свое время слияния партий. Чтобы организовать новое движение, нужно много людей и денег, а с этим-то у недовольных явные проблемы. Понимают это и лидеры IRL, посему реагируют на C’est la vie сдержанно. В конце концов, внутрипартийные дискуссии никто не отменял, почему бы не дать людям выпустить пар?

Скорее всего, история закончится косметическим ремонтом в IRL и, возможно, какими-то кадровыми перестановками. Немножко усилится националистическая риторика. И все успокоится. До тех пор, пока партию не настигнут серьезные проблемы.

Поделиться
Комментарии