Отвечая на вопрос жителя Рапламаа, когда вернется энтузиазм времен поющей революции, Рюйтель сказал, что поющая революция в 1988 году была связана со своим идеалами. Это было переломное время, когда абсолютное большинство народа стремилось к общей цели — независимости. В условиях стабильности и отсутствия вмешательства извне переход от одного этапа развития к другому происходит без революций. К тому же интересы нашего общества сейчас уже далеко не так едины. "В сегодняшней Эстонии, скорее, следует достичь договоренностей, которые обеспечили бы сбалансированное и социально справедливое развитие нашего общества. Академический совет при президенте работает над возможными основами общественного соглашения. Если пойдет интенсивный диалог и вместо поиска противников начнется поиск партнеров, это будет столь же существенный процесс, как и поющая революция", — сказал президент.

На вопрос жителя Раквере, почему тянут с изменением избирательной системы в пользу прямых выборов, президент высказал предположение, что время теперь изменилось и на повестку дня Рийгикогу встанет вопрос изменения избирательной системы.

"Не следует ли ввести для партий лимит на предвыборную рекламу, чтобы равные возможности заявить о себе имели все партии, а не только те, которые у власти и у которых больше денег?" — спросил президента житель Кохтла-Ярве.

Президент согласился, что выборы все больше превращаются в состязание рекламных бюро и спонсоров партий. В тени остается содержательное обсуждение важнейших вопросов государственного или муниципального значения, которое и должно быть основным смыслом кампании.

"Все же, я надеюсь, что сознательный избиратель — а таких подавляющее большинство — предпочтет звучным лозунгам содержательную программу и отчет о проделанной работе", — добавил президент.

"Не замечаете ли вы в нашей политике, особенно в Центристской партии, проявления культа личности?" — спросила президента жительница Тарту.

По мнению президента, в обозримом будущем "партии личностей" должны смениться партиями, построенными на основе схожести мировоззрения. "Однако и в будущем нельзя недооценивать роль лидера. Это убедительно доказывает практика развитых демократических государств. Но деятельность этих лидеров должна больше сосредоточиваться на поиске того, как решить важные для государства и общества проблемы, а не только на лучшем позиционировании своих партий во властной иерархии", — сказал Рюйтель.

Читатели задавали также вопросы, касающиеся работы парламента, размеров пенсий и прожиточных пособий, цен на лекарства, много вопросов было о проблемах сельского хозяйства и сельской жизни.

"Не лучше ли производить свою продукцию, чем ввозить дешевое мясо, долго пролежавшее в холодильнике, маргарин и муку, дотируемые зарубежными правительствами?" — поинтересовались жители Йыхви и Колга-Яани.

По словам президента, импорт дешевого, но некачественного товара — это проблема, которую должен решать государственный контроль качества. Год от года он улучшается. А качественный импортный товар расширяет возможности выбора. "Потребитель — главная сила, и мы знаем, что большинство эстонских потребителей предпочитает отечественное", — сказал Рюйтель.

Житель Кохтла-Ярве поинтересовался, почему в его городе эстонец не может вести свои дела на эстонском языке, хотя бы на приеме у врача. "Врача-эстонца не приняли на работу из-за недостаточного владения русским языком. Выходит, в Эстонии два государственных языка?" — спросил он.

Президент заверил, что в Эстонии один государственный язык, и это эстонский язык. "Каждый работник обслуживания, в том числе и врач, обязан общаться с клиентом на государственном языке. Если случай, описанный задавшим этот вопрос, имел место, этим должна заниматься давно уже действующая у нас языковая инспекция", — добавил Рюйтель.

"Почему правительство издевается над людьми и делает экзамен по эстонскому языку таким сложным, что его способен успешно сдать только эстонский филолог, а не обычный пожилой человек?" — спросила группа русскоязычных жителей Ида-Вирумаа.

"Эстонский язык для иноязычных жителей Эстонии прежде всего — средство общения с коренным населением и приобщения к нашей культуре. Сохранение и развитие эстонского языка является основополагающим конституционным принципом эстонской государственности. Требования к экзамену по языку сформулированы законом о языке и согласованы с беспристрастными экспертами международных организаций. Законы проводятся в жизнь людьми. Может быть, кое-где встречается чрезмерный бюрократизм или просто жесткость, но вряд ли это всеобщее явление", — так ответил президент на этот вопрос.

Житель Пярнумаа спросил: "Что это за Эстонская Республика, во главе которой бывшие коммунисты?"

"Невозможно сделать вид, будто истории не существует. То, что независимость Эстонии восстановил Верховный Совет, большую часть которого составляли члены коммунистической партии, является историческим фактом. Сейчас политиков и руководителей демократической Эстонской Республики вы избрали уже сами. Лидеры из бывших коммунистов были избраны и в Литве, Польше, Румынии. Следовательно, народ доверяет этим людям, хотя они когда-то и были в коммунистической партии. Известно, что большая часть бывших коммунистов состояла в партии формально, а не в соответствии со своими убеждениями. Сознаюсь, что я и сам вступил в коммунистическую партию потому, что иначе не мог бы работать на привлекавших меня должностях. Я думаю, что неверно оценивать человека, исходя только из того, был он когда-то в коммунистической партии или не был. Мы осудили в Рийгикогу преступления коммунизма, попытались возместить пострадавшим моральный и материальный ущерб. Думается, что большая часть народа уже объявила моральную амнистию тем экс-коммунистам, на которых нет прямой вины. Полагаю, что в новом составе Рийгикогу и правительства тоже будут работать экс-коммунисты, доказавшие народу право на это своими делами", — сказал Рюйтель.

Читатели предложили президенту чаще выступать перед народом, разъясняя ценности современного общества. Президент согласился, добавив, что тексты всех его речей доступны на сайте президента Республики.

Поделиться
Комментарии