Предлагаем им в помощь несколько примеров давно уже состоявшихся наших собственных "Нокий". Перечень далеко не полный, но впечатлит кого угодно. Главное — все эти предприятия создавались и развивались в Эстонии и на местном капитале.

OÜ Krimelte. Лучший экспортер прошлого года. Знающие люди говорят, что компания — настоящий монополист в Европе. Сами они застенчиво называют себя одним из ведущих европейских производителей. Krimelte производит совершенно негламурную монтажную пену и герметик под брендом Penosil. И как производит! 95 процентов продукции идет на экспорт, и география этого экспорта похлеще наполеоновских завоеваний будет: более тридцати стран от Европы до Японии.

Фирма имеет два завода — один в Таллинне, второй — в Подмосковье. Ежегодно оборот предприятия растет на 30 процентов. И обязательно добавим, что OÜ Krimelte базируется на эстонском капитале, контрольный пакет — в руках Яануса Паэвяли, Кайи Паэвяли и Яана Пуусага. Чистая прибыль в 2006 году составила 79 миллионов крон, оборот — 756 миллионов. Krimelte входит в сотню самых дорогостоящих предприятий страны (70-е место) — стоимость компании аналитики GILD Bankers оценили в 969 миллионов крон.

AS ESTONIA Klaverivabrik. Или Фабрика роялей "Эстония". Эта торговая марка в мировой музыкальной среде известна не хуже пресловутой "Нокии" в среде электроники. Директор и душа предприятия Венно Лаул (вот уж говорящая фамилия) был когда-то ректором Таллиннской музыкальной академии. Теперь он отправляет в США 90 процентов продукции фабрики. У Лаула неистребимая страсть к совершенству: за последние семь лет в рояль "Эстония" внесено более трехсот внешних и внутренних изменений. Американские заказчики хвалят: никто в мире так не увлекается усовершенствованием, как таллиннская фабрика.

В последнее десятилетие фабрика не просто штампует концертные рояли и миньоны, но и производит инструменты класса люкс, на заказ: из красного дерева и даже из африканской бибунги, которую называют розовым деревом. В 2006 году фабрика заработала почти пять миллионов чистой прибыли при обороте в 46 миллионов крон. В год фабрика производит около четырехсот инструментов. И, между прочим, фабрика входит в число крупнейших эстонских экспортеров в США.

AS Silbet. Принадлежащая ида-вирускому бизнесмену Вячеславу Шлыку компания — лучший девелопер региона и автор лучшего экологического проекта 2007 года. "Дочка" AS Silbet — Silbet Plokk  — производит бетонные блоки из сланцевой золы, которая в смысле экологии — жуткая дрянь, продукт жизнедеятельности Нарвских электростанций. Из этих отходов Шлык так наловчился делать бетон, что дела у фирмы идут на ура. Производство в год 160 000 кубометров бетонных блоков по технологии Silbet позволяет не только вторично использовать 65 тысяч тонн летучих сланцевых зол, но и сберечь другие природные ресурсы (на производство того же количества бетона традиционным способом пришлось бы затратить 80 тысяч тонн известняка, 10 тысяч тонн глины, 54 тысячи тонн песка и 13 тысяч тонн гипса).

Летом этого года предприятие рассчитывает таким образом утилизировать 140 тысяч тонн сланцевой золы. И это — абсолютно безотходное производство. В 2007 году компания произвела 171 тысячу кубометров бетонных блоков — это на 63 процента больше, чем в 2006 году. На экспорт Silbet отправляет 77 процентов продукции — на строительные рынки России, Латвии и Литвы. В июне должен заработать новый завод предприятия, в который вложено 110 миллионов крон. Он позволит Шлыку начать пробиваться на Скандинавский рынок.

AS Wendre. Фабрика по изготовлению подушек и одеял. Выросшее из небольшого вяндраского производства предприятие уже в 2003 году вошло в тройку лучших фирм страны. В 2006 году AS Wendre купило в Польше за 200 миллионов крон немецкую фабрику по производству подушек (европейские заказчики, среди которых и шведская IKEA, могут теперь спать спокойно и с комфортом). Польская фабрика тут же получила заказы на год вперед. Оборот компании в прошлом году должен был превысить миллиард крон. Это один из крупнейших производителей подушек и одеял в Европе. Компания входит в шведский концерн Trading Scandinavia AB, владельцем которого является шведский эстонец Петер Хунт. Он приобрел вяндраскую фабрику в 90-х годах и именно на ее базе начал создавать свой концерн, в который к настоящему моменту входит ряд текстильных предприятий Швеции и, помимо польской, еще и фабрика в Китае.

Теперь AS Wendre готовится к выходу на биржу — это должно произойти в течение ближайших трех лет. С привлечением новых инвесторов и их капиталов компания рассчитывает на свершение больших бизнес-проектов за рубежом: скорее всего речь идет о покупке или строительстве новой текстильной фабрики. Где — пока секрет, но Хунт намекает на западные страны, причем на "довольно далекий Запад". Wendre входит в сотню самых дорогостоящих предприятий страны (90-е место) — стоимость компании аналитики GILD Bankers оценили в 809 миллионов крон. Чистая прибыль компании в 2006 году составила 60 миллионов крон.

AS Standard. Ведущий производитель офисной и гостиничной мебели в странах Балтии. Консолидированный оборот компании в 2007 году составил 273 миллиона крон, а прибыль — 17 миллионов (на 52 процента выше, чем в 2006 году). Но интересно не это — интересно то, что из 800 новых гостиничных номеров, которые были построены в Таллинне в 2007 году, 800 были обставлены фирмой Standard! Оборот на домашнем рынке составил 200 миллионов крон, увеличившись за год на треть. Помимо гостиниц Standard принялся за внутреннее оформление Тартуской кесклиннаской школы и Vanalinna Hariduskolleegium.

74 миллиона из консолидированного оборота компании приходится на экспорт: крупнейшими рынками стали Латвия (32 миллиона) и Финляндия (25 миллионов), помимо них продукция Standard идет в Германию, Швецию, Голландию, Россию и Литву. В прошлом году эта эстонская компания стала лидером на рынке офисной и проектной мебели стран Балтии. Крупнейшими заказчиками компании стали Swissôtel в Таллинне и Hilton Hotel Vantaa в Хельсинки. Всего за прошлый год компания обставила 1600 гостиничных номеров. AS Standard — основанное полностью на эстонском капитале предприятие — принадлежит Энну Вескимяги, Прийту Тамму и Мати Пеэкма.

BLRT Grupp. Некогда — Балтийский судоремонтный завод, теперь — огромный концерн, задавший такого жару хваленым норвежским судостроителям, что те теперь за честь почитают сотрудничать с компанией Федора Бермана и создают с ним совместные предприятия. Про BLRT коротко и не расскажешь. В апреле этого года концерн получил заказ на строительство крупнейшего за всю исторю стран Балтии корабля WindLift1 стоимостью 800 миллионов крон. Заказала немецкая фирма BARD Engineering GmbH.

Тем временем оборот BLRT перевалил за 4,5 миллиарда крон, в этом году прогнозируется уже 5,5 миллиарда. Прибыль прошлого года достигла 550 миллионов крон, а инвестиции — 413 миллионов. Помимо судостроения большие надежды концерн возлагает на продажу металла через "дочку" Elme Metall и производство крупных деталей для ветряных генераторов — в это новое направление уже вложено 30 миллионов крон, на очереди еще 26 миллионов. Причем заказов у компании уже на 1,9 миллиарда крон! Промышленный магнат Берман хочет в будущем сам производить электроэнергию. Говорит, что это хоть и далекое, но весьма реалистичное будущее для предприятия.

У концерна есть еще одна интересная дочерняя фирма Marketex, которая производит металлические конструкции: оказывается, 90 процентов мировых комплексов для промышленного разведения рыбы делается именно здесь. Большинство форели и лосося, которые продаются в эстонских магазинах, выросло в построенных в Marketex конструкциях. В прошлом году концерн активно расширялся. Было приобретено финское судоремонтное предприятие Turku Repair Yard — этой покупкой, по оценке экспертов, Берман обеспечил себе выход в "премьер-лигу" мирового судостроения.

Turku Repair Yard (годовой оборот 300 миллионов крон) в год ремонтирует по 80-100 кораблей, обслуживает такие компании, как Tallink, Silja Line, Viking Line, Neste и ледоколы Финляндии. Был построен завод по обработке металла в Вильнюсе стоимостью 200 миллионов крон, началось строительство газового завода в Лиепае (Латвия) и Днепропетровске (Украина). Это делает "дочка" Elme Messer Gaas.

В украинский завод будет вложено полмиллиарда крон — Берман намерен занять 10 процентов украинского рынка производства промышленного газа. Он и с норвежцами (знатными судостроителями и серьезными конкурентами) договорился: создано совместное с норвежским судостроителем Fiskerstrand предприятие. Такое же предприятие создано и с финским судоремонтником и поставщиком запчастей MacGregor. Разумеется, BLRT Grupp входит в сотню самых дорогостоящих предприятий страны (12-е место) — стоимость компании аналитики GILD Bankers оценили в 5,7 миллиарда крон.

Viru Keemia Grupp. Инвестор-2007 и предприятие-2007 в Ида-Вирумаа. Компания, отпочковавшаяся в свое время от развалившегося кохтла-ярвеского ПО "Сланцехим", принадлежит четырем эстонским бизнесменам Антсу Лаосу, Элару Сарапуу, Прийту Пийлману и Маргусу Кангро. По примеру Вячеслава Шлыка и эти промышленники собираются делать из мусора деньги, а точнее, свои же собственные производственные отходы перерабатывать в цемент. Свой цементный заводик они готовы запустить к 2011 году, и надо на это 2,5 миллиарда эстонских денег. Антс Лаос подсчитал, что завод не сразу, но принесет сотни миллионов прибыли. Срок окупаемости семь-десять лет. 80 процентов продукции планируется отправить на экспорт — в Скандинавию, Россию, Латвию и Польшу. Годовая мощность завода планируется в районе миллиона тонн, и это позволит употребить в дело 400 тысяч тонн полукокса (еще одна ида-вируская редкостная дрянь).

Если завод будет запущен, можно будет смело говорить — это одна из крупнейших инвестиций, основанных на эстонском капитале. Помимо планов у VKG есть и свершенные дела. Например, договор с японцами, по которому компания поставила в Страну восходящего солнца в 2007 году 64 тонны химикалия Honeyol, произведенного из сланца, который используется в автопромышленности (в основном для обработки термо- и шумоизоляционных материалов). 65 процентов произведенных в Японии автомобилей и 100 процентов машин марки Lexus оснащены деталями, обработанными данными химикалиями.

Помимо Японии, химикалии VKG поставляются в Европу и США. Их используют не только в автомобильной промышленности, но и в парфюмерии и косметической индустрии (например, L’Oreal с их помощью делает краску для волос). Те, которые используются для духов, на предприятии в шутку называют "Шанель №6". Руководство VKG работает и над альтернативными путями добычи сырья. В декабре 2007 года концерн получил разрешение на исследование и добычу 350 миллионов тонн сланца в украинском сланцевом месторождении Болтышки, находящемся в 250 км от Киева. Если все пойдет хорошо, в планах VKG построить на Украине сланцеперерабатывающий комплекс, способный пропускать свыше пяти миллионов тонн сланца в год. Сейчас завод обрабатывает 1,7 миллиона тонн.

В минувшем году концерн VKG стал самым дорогим по его реальной рыночной стоимости предприятием Северо-Востока страны. Его стоимость в GILDBankers оценили в 2,8 миллиарда эстонских крон — это дороже, чем, например, AS Eesti Ehitus, G4S Baltics AS или AS A. le Coq. Оборот предприятия в 2006 году составил полтора миллиарда крон, чистая прибыль — 300 миллионов.

Поделиться
Комментарии