Обвинительный приговор в отношении бывшего наркополицейского Гуннара Рянкеля, вынесенный 6 января этого года, заставляет задуматься, кто же он — преступник или жертва? Ведь очень может быть, что на скамью подсудимых он попал только потому, что выполнял просьбу тогдашнего префекта полиции и нынешнего министра внутренних дел Калле Лаанета, который попросил его помочь знакомому бизнесмену в расследовании преступления: во всяком случае именно так утверждал на суде один свидетель, который не хочет, чтобы его имя фигурировало в газете.

Из этого акта доброй (или не особо?) воли и выросло грубое злоупотребление служебным положением, за что позже Рянкель попал под суд. Отдельный вопрос, могут ли в отношениях между начальником и подчиненным вообще быть просьбы "помочь по-человечески", особенно когда речь идет о полицейских. Иначе говоря: был ли у Рянкеля иной выбор — скажем, отказаться от выполнения просьбы и покинуть пост?

Я попытался воссоздать ход событий, основываясь на судебных материалах и сохранив анонимность главной героини, приняв во внимание то, сколько ей пришлось пережить. Цепочка событий, которая и привела полицейского на скамью подсудимых, началась на самой обычной молодежной вечеринке 1 августа 2003 года в Таллинне. Каждые выходные таких вечеринок проводится бесчисленное количество. 16-летняя Кайди (имя изменено) отмечала свой отъезд в США, где она собиралась закончить среднюю школу и продолжить обучение в университете.

Вечеринка и ее последствия

Вечеринка проходила так, как обычно проходят молодежные вечеринки: шумно и с непредсказуемыми последствиями. Мама Кайди дала денег, скинулись и другие примерно пятьдесят присутствующих. Настроение у всех было хорошее. Только вот закончилось все не очень хорошо: несколько парней подрались, и существует вероятность, что на вечеринке были наркодилеры. В ходе той же вечеринки Кайди обнаружила, что пропала сумка ее подруги, в которой находились спортивная обувь, мобильный телефон и кошелек. Отчим подруги, важный бизнесмен — Юллар Таниберг, председатель правления компании Viking Motors, торгующей машинами (Saab, Opel, Cadillac, Chevrolet).

Когда Кайди вернулась домой, ей позвонил Таниберг, который хотел, чтобы Кайди дала в полиции свидетельские показания, касающиеся пропажи сумки его приемной дочери. В Центральном полицейском участке Кайди рассказала ровно столько, сколько знала сама.

Но история была еще далека от завершения. В тот же вечер Таниберг позвонил матери Кайди и потребовал возвратить вещи его падчерицы, пригрозив, что иначе Кайди в США не поедет. Был еще один звонок похожего содержания. Мнения о том, что произошло потом, у участников событий расходятся. Матери Кайди показалось, что Таниберг подозревает ее дочь в краже сумки. В ходе проведенного разбирательства прокуратура пришла к мнению, что Таниберг считает, что Кайди является всего лишь важным свидетелем по делу о краже. Мать Кайди поинтересовалась в полицейском участке на Пярнуском шоссе, существует ли какое-то законное основание, которое может воспрепятствовать выезду Кайди из страны. Там ответили, что таких оснований нет, так как девушка проходит по делу о краже в качестве свидетеля.

16-летняя девушка: важный фигурант

Спустя еще день Кайди взошла на борт самолета, а ее мама облегченно вздохнула. Но их радость была преждевременной. Эстонской полицией в США было направлено сообщение, что туда вот-вот прибудет важный фигурант, проходящий сразу по нескольким делам о наркотиках (an important player in several drug related cases) и что полиция Эстонии требует его немедленной депортации в Таллинн. Под "important player" подразумевали 16-летнюю Кайди.

Что случилось дальше, довольно сложно описать. Это мог бы понять только человек, которого подозревали в перевозке наркотиков и которого из-за этого обыскивали на границе США со всей присущей чиновникам этой страны основательностью.

Как позднее рассказала в суде Кайди, на нее показывали пальцами, кричали, требовали показать какую-то третью сумку, которой у нее и в помине не было. Ее саму и ее вещи тщательно обыскали. Так как Кайди несовершеннолетняя и должна была во время учебы проживать в приемной семье, она боялась, что информация об инциденте на границе дойдет и до этой семьи, где о ней могут плохо подумать. Так как ничего компрометирующего у Кайди не нашли, ей разрешили остаться в США.

Кайди позвонила домой маме, которая, конечно, забеспокоилась, но не поверила, чтобы ее дочь действительно была замешана в наркоторговле, ведь до этого момента Кайди показывала себя исключительно рассудительным человеком. У нее была цель учиться в США — получить там аттестат средней школы и поступить в университет. Так что вся история с наркотиками казалась маме Кайди абсурдом. Но так как на границе Кайди задержали в связи с наркотиками, ее матери не оставалось ничего другого, кроме как начать расследовать, на чем основано это подозрение.

Старейшина волости Виймси Урмас Арумяэ, который в то время был практикующим адвокатом, помогал матери Кайди и настойчиво отправлял запросы во всевозможные силовые структуры, чтобы узнать, есть ли там какие-то данные о связи Кайди с наркотиками. Ответ был везде одинаковый: информация отсутствует.

Вся эта история с травлей 16-летней девушки, разрешилась исключительно благодаря случаю. Американские чиновники, задержавшие Кайди в аэропорту, неосторожно оставили на столе ходатайство эстонской полиции о задержании девушки на границе. Ее вещи бросили поверх документов, и она тайком сумела сделать с бумаг копию. В документе ее называют "важным фигурантом, проходящим сразу по нескольким делам о наркотиках". Как возможно, чтобы 16-летняя девушка, которая до сих пор с полицией не сталкивалась, вдруг удостоилась такого пышного титула? Благодаря упорству матери Кайди, которая стремилась восстановить честь и доброе имя дочери, служба внутреннего контроля полиции начала расследование, которое привело к инспектору Таллиннской полицейской префектуры Гуннару Рянкелю.

Шизофренический облик полиции

Выяснилось, что после молодежной вечеринки, на которой пропала сумка падчерицы Юллара Таниберга, тот позвонил старшему инспектору службы по борьбе с преступлениями против личности криминального отдела Таллиннской префектуры Гуннару Рянкелю. Просьба бизнесмена была проста: воспрепятствовать отъезду свидетельницы по делу о краже сумки Кайди в США. Рянкель послал чиновнику посольства США по электронной почте письмо с просьбой задержать Кайди на границе и обыскать по подозрению в распространении наркотиков. Просьба Рянкеля была выполнена. У властей США не было никакой причины не доверять Рянкелю, ведь он тесно сотрудничал с ними в рамках международной полицейской операции, направленной против торговли людьми.

Вся эта история привела Рянкеля на скамью подсудимых, и 6 января он был признан виновным в злоупотреблении служебным положением и приговорен к двум годам условно и трем годам испытательного срока. Открылся шизофренический облик эстонской полиции. С одной стороны, ведущий следователь (Рянкель) действовал, так сказать, по частному заказу (по существу были задействованы международные связи в личных интересах влиятельного бизнесмена только ради того, чтобы найти чью-то сумку). С другой — следует отметить упорную и добросовестную работу ведущего инспектора отдела внутреннего контроля полиции Тауно Коппеля. Без его помощи дело не дошло бы до суда, и Кайди по сей день была бы официально не реабилитирована.

В этом деле есть и другие интересные факты, которые при расследовании остались в стороне (скорее, были оставлены в стороне). Они освещают инцидент совсем с другой стороны. Откуда у бизнесмена Юллара Таниберга столько влияния, чтобы заставить ведущего следователя Таллиннской префектуры расследовать такое малозначительное происшествие, как кража сумки? Конечно, подобное расследование не относилось к прямым служебным обязанностям Рянкеля в отделе преступлений против личности. На суде Рянкель говорил в свое оправдание, что делал рутинную работу и собирал информацию насчет всех девушек с таким именем, которые должны были выехать в США. Однако не нашлось ни одного доказательства того, что до Рянкеля дошла какая-то оперативная информация, на основании которой девушку можно было бы задержать.

Кто этот таинственный знакомый?

Отвечая на вопрос "ДД", окружной прокурор Леэлет Кивиоя сказал: "Таниберга свел с Рянкелем его знакомый, который подумал, что Рянкель мог бы помочь. Рянкель не отказал в помощи". Кто был этот таинственный знакомый, Кивиоя сообщить отказался. В суде один из свидетелей утверждал, что этим связующим звеном был хороший знакомый Таниберга Калле Лаанет. В августе 2003 года Лаанет работал префектом в Таллинне и по существу был начальником Рянкеля.

Я спросил у прокурора Кивиоя, похоже ли было задержание свидетельницы по делу о краже на простую дружескую услугу, или можно предположить, что эта услуга не была бесплатна? Кивиоя сказал, что в ходе следствия не было установлено, чтобы Рянкель получал за услугу деньги. На фоне этого утверждения прокурора остается заключить, что к действиям Рянкеля подтолкнул приказ вышестоящего лица. Юллар Таниберг не соизволил прокомментировать свои отношения с Лаанетом и ответить на прочие вопросы. Он, правда, выразил в краткой телефонной беседе сожаление о случившемся с Рянкелем. О происшедшем с Кайди он, правда, не сожалел.

Сначала я удивился, почему Таниберг поднял столько шума из-за одной украденной сумки: может, это просто особенность характера бизнесмена, привыкшего всегда получать то, что он пожелает? И только потом я понял — так у нас обычно и делаются дела, это не единичный случай. Стоит хотя бы вспомнить, как непривычно быстро нашли двух преступников, "обчистивших" машину звукотехника Анне Вески. Замечательно, конечно, что преступников нашли, но простые люди обычно заранее опускают руки, если их машину обокрали, и даже не сообщают в полицию — все равно ничего не найдется.

Описанное выше указывает на общую тенденцию применения полицейской машины в основном для расследования "важных" и "нужных" случаев. Иначе говоря, все чиновники принимаются за дело, когда что-то случилось с "известным" человеком или с человеком "со связями" — неважно, насколько незначительно и банально происшествие.

P.S.: Кстати, куда исчезла сумка, из-за которой на границе задержали девушку, и из-за чего заварилась вся эта каша, очень скоро выяснилось. Парень, укравший сумку, после того как его немного "потрясли" друзья, добровольно вернул экспроприированные "ценности". В итоге даже и непонятно, была это кража или детская шалость.

Справка ДД:

КТО ЕСТЬ КТО?

Кайди (имя изменено): 2003 г. — 16-летняя школьница; 2007 г. — студентка.

Гуннар Рянкель: 2003 г. — старший инспектор службы по борьбе с преступлениями против личности криминального отдела Таллиннской префектуры; 2007 г. — признан виновным в злоупотреблении служебным положением, работает охранником в приходе евангелической лютеранской церкви Пюхавайму.

Юллар Таниберг: с 2003 г. по настоящее время — председатель правления Viking Motors.

Калле Лаанет: 2003 г. — префект в Таллинне, начальник Гуннара Рянкеля; 2007 г. — министр внутренних дел.

Поделиться
Комментарии