По её программе требовалось каждый год прибавлять к преподаванию на государственном языке по одному предмету так, чтобы к 2011 году учащиеся 10-12-х классов усваивали эстонскую литературу, историю Эстонии, обществоведение, музыку и географию на эстонском языке. Плюс еще два предмета — по выбору школы. Судя по выступлению нового министра, такие темпы внедрения эстонского языка в русскую школу нынешнее правительство уже не устраивают.

Катри Райк отвечает за русские школы Однако никаких конкретных рекомендаций и указаний пока не поступило ни от министра, ни от только что назначенной на место "ответственной" в министерстве за русские школы Катри Райк. В интервью газете "Пяэвалехт" Лукас пояснил, что она получила это назначение в связи с тем, что, работая несколько лет в Нарвском колледже Тартуского университета, имела возможность вникнуть в проблемы русских школ Эстонии.

Она как раз и занималась повышением квалификации русских преподавателей в части навыков преподавания предметов на государственном языке. Сама Райк считает, что в преподавании эстонского языка неэстонцам заметны большие сдвиги к лучшему: ведь даже задержанные во время беспорядков на улице русские подростки давали интервью телеканалам на эстонском языке. Она считает упущением прежнего руководства министерства то, что реформа русских школ уже несколько раз откладывалась. Однако признала, что это настолько же сложный и болезненный вопрос, как и перенос Бронзового солдата. Во время встречи министра с директорами русских школ Таллинна и Кохтла-Ярве Райк поразило, что многие из директоров, по ее словам, так и не осознали проблему, связанную с событиями конца апреля. "Видимо, у нас все еще очень сильно желание быть "корректными", — считает она.

Высокая квалификация требует высокой зарплаты

Директора русских школ попытались донести до нового министра свои заботы. Так, Валерий Новиков, директор гимназии Ляэнемери, считает, что одна проблема русских школ — это нехватка хороших преподавателей эстонского языка. Но даже она не столь остра, как нехватка учителей-предметников, которые могут вести уроки на государственном языке. Взять таких специалистов в ближайшие годы будет неоткуда. И дай бог русским школам осилить ту программу-минимум в пять предметов, которую подготовила команда Репс.

"Преподавать свой предмет на эстонском языке — это совершенно другой уровень квалификации учителя, который требует большой подготовки и навыков. Поэтому такие учителя вправе рассчитывать на более высокую оплату труда", — считает Новиков.

Сейчас гимназия Ляэнемери доплачивает преподавателям, ведущим уроки на эстонском языке, из общешкольного "кармана". Но это все же неверная тактика, поскольку оставляет без финансирования многие другие участки школьной жизни. "Если государство хочет проводить реформу русской школы, то оно должно предусмотреть и дополнительные средства на оплату работы учителей-билингвистов. Эту мысль я высказал господину Лукасу", — рассказал Новиков.

Не только требовать, но и помогать

Директор Тынисмяэской реальной гимназии Нина Сытник считает несправедливыми предложения повысить зарплату учителей-эстонцев, если они перейдут на работу в русские школы. "Я знаю, что в эстонских школах кадровый вопрос тоже стоит очень остро, хороший преподаватель там вряд ли бросит место. Боюсь, что в таком случае к нам придут такие учителя, которые не нашли себе применения в эстонской школе. А ведь нам нужны не просто носители языка, к преподавателю сегодня предъявляются очень большие требования", — сказала Сытник.

Она считает, что все учителя должны получать достойную зарплату, ведь проблема еще и в том, что молодежь сегодня просто не идет в школу: требования большие, а зарплата очень даже средняя. Реформу русской школы невозможно ускорить, если не решать кадровую проблему.

"Мы сейчас делаем что можем, уже опережая график введения преподавания на эстонском языке. Уже несколько лет у нас нет вакансий на место учителя эстонского языка, который преподает и эстонскую литературу. Я сама веду на государственном историю культуры. Музыку преподаем на эстонском. А вот где взять, например, учителя географии, который мог бы гимназистам преподавать экономическую географию на эстонском? Конечно, Лукас тоже в чем-то прав: учеников в школе становится все меньше, есть возможность быть ближе к потребностям каждого. Однако все же сама русская школа без материальной и методической поддержки государства реформу не вытянет".

Поделиться
Комментарии