Несколько лет назад по Интернету начала гулять байка про котлеты из некоего подсобного материала, состряпанные курсантами одного военного училища во время лагерных сборов. Поскольку история эта действительно имела место и прямо связана с персонажем наших мемуаров, нелишне будет ее здесь напомнить, причем, в первозданном, т.ск. виде. Итак, даем вводную!

Возможно, не все читатели бывали в славном городе Омске. Можно также предположить, что не все знают, что такое Омская тайга. Вот и будем на такую аудиторию ориентироваться. Представьте: занимает эта область около 140 тысяч квадратных километров, а живет тут около двух миллионов человек. Сие означает, что на одного жителя приходится 70 тысяч квадратных метров! Не впечатляет? Тогда давайте по-другому. Поделим людей на площадь. Выходит чуть больше 14 человек на одном квадратном километре, т.е. на миллионе квадратных метров! А если учесть, что городов тут всего шесть, ну и еще полторы дюжины поселков, то вот остальное, это и есть тайга! Еще нужно вспомнить, что рек, речек и речушек в Омской области … более двух тысяч!

Теперь скажите, а не приходилось ли вам, любезный читатель, ехать поездом, например, из Питера или Москвы в Кемерово, Красноярск, Владивосток? Нет? А жаль! Тут ведь какое дело? Помните анекдот: уехал мужик за границу, эмигрировал; проходит время — просится назад, в "совок"; пожил — снова за границу и снова просится обратно. Ему в консульстве говорят: "Ты наконец определись, где тебе лучше: тут или там?" А он отвечает: "И там и там плохо! Но по дороге — Париж!" Так вот, по дороге в вышеозначенные населенные пункты — Урал! Красота, я вам скажу, обалденная! Пишут — "Карпаты, это украинская Швейцария!", "Сигулда, это латышская Швейцария!", "Урал, это русская Швейцария!" Да ничего подобного! Это Швейцария - мелкое подобие Уральской Гельвеции! Даже, если никогда не бывали на Урале, этих пары часов у вагонного окна хватит, чтобы вы влюбились в неописуемую красоту Урала! И вот, полный возвышенных чувств и планов хоть когда-нибудь приехать сюда, походить, поснимать, наконец, подышать, вы задремываете в своем купе, даже не подозревая, какой новый стресс ждет вас спросонья!

 — Ах, какие прелестные березки! — восклицаете вы, отворив очи и (ну, так принято в поездах) достаете съестные припасы.

 — Смотри-ка, все еще березки…, — уже более спокойно замечаете вы ближе к вечеру.

 — А что, тут кроме берез ничего нет?! — это уже утром следующего дня. Да, любезный читатель, ничего, кроме топи и берез тут нет. Болота… Они занимают в Омской области около 3,5 миллионов гектар, то есть более 25% от общей площади!

Вот в этот болотно-березовый рай и было десантировано отделение (12 человек) курсантов некоего военного училища в начале осени 1959 года. И называлось это — "Практикум по выживанию". Экипировка: один коробок спичек, триста грамм соли, (Да не на каждого! На всех!!!) десантные ножи, опечатанные аптечка и рация. ВСЕ! Хотя нет! Еще было известно, что "в реках Усть-Ишимского района (будто бы) водятся сибирская плотва (чебак), язь, окунь, щука, а из животных — косуля, лисица, заяц-беляк, но не исключена также встреча с медведем , лосем и волком. А на многочисленных озёрах и в старицах рек летом много уток и гусей. В лесной и лесостепной зонах встречаются тетерев, серая куропатка, в лесной - глухарь." Как вы догадались наверное, это была цитата из сохранившейся в архиве Эрнеста Саармы листовочки — "Вводной". Там же — карта местности, из которой следовало, что ближайший к месту высадки населенный пункт — поселок Большая Тава находится примерно в двухстах километрах! И про отметки. Месяц — "отлично"! Менее двух недель — "неуд"!

Ну, вот так это и начиналось! Опустим подробности десантирования, поиска друг друга, выбора площадки для лагеря, сбора валежника и разжигания первого костра — для согрева. Далее были выстроены небольшие шалашики на первое время и… И надо было организовывать питание. Тут отделение было разбито командиром — Витей Воиновым на две группы. Одной нужно было выдолбить в подходящем валуне (и где это они его в Омской тайге отыскали?) углубление не менее десяти сантиметров в глубину и около полуметра в диаметре. Потом разложить вокруг валуна костры типа "нодья". Как, вы не знаете, что такое "нодья "? М-да, ну, конечно! Ныне под словом "туризм" подразумевают если не "шопинг-трип", то уж рекреацию на Канарах или Багамах, не иначе! А отдых на природе, это шашлыки на костре типа "шалашик" или в купленной по случаю шашлычнице — барбекьюшнице! Но ежели случится заночевать в лесу в холодное время года, "нодья" вас выручит, это точно!

Нодья это очень надежный костер, т.ск. длительного действия. Берут два сухостойных бревна по 30-40 сантиметров, длиной до 2-3 метра. Бревна кладут друг на друга и закрепляют с двух сторон колышками. Нижнее нужно затесать так, чтобы образовалась продольная канавка. Между бревнами, куда закладывается растопка, делают нетолстые распорки. При слабом ветре нодья может давать тепло всю ночь. Замечательное свойство этого костра в том, что его не нужно подправлять в течение ночи, следовательно, спать можно спокойно. И тепло нодья отдает не вверх, а вбок! Чтобы раскалить небольшой валун нужно три нодьи по бокам и пять часов времени! Но уже во второй раз — не более часа. Это, конечно, если нодья не погасла!

Следующее мероприятие — изготовление посуды. Слово "туесок" наверняка слышали многие. Чтобы не отнимать ваше время, скажу только, что а. делают туески из бересты, б. правильно изготовленный туесок воду не пропускает.

Так вот, как только туески были сработаны, вторая группа отправилась на … Что вы сказали? На охоту? Ладно, я этого не слышал! Нет, любезные читатели, за оставшуюся часть светлого времени суток можно было лишь насобирать съедобных растений. Грибы? В первый заход действительно три подберезовика нашли. Но не на это была "ставка больше, чем жизнь"! Главное, нужно было найти съедобные корнеплоды! Не буду утомлять вас перечнем — там много всего — но некоторые назову, уж очень прикольные названия! Горец змеиный и Горец живородящий! Лапчатка гусиная, Пырей ползучий, Сусак зонтичный и (ужас!) Кровохлебка лекарственная! Но всех превзошел Зопник клубненосный! И кто только такое напридумывал?!

Так вот, кореньев этих нужно не много, а очень много! Ибо после высушивания и размалывания это — мука! А стало быть, вся возможная выпечка!

Листвы и трав всяких тоже насобирали, ну и ягод осенних. Кстати, вы не забыли, что кругом — топь непролазная?

Это я все вам рассказываю в качестве предыстории. В последующие дни конечно же удалось поймать в силки и ловушки птичек, зверюшек, рыбы наловить… Короче говоря, жизнь текла своим чередом. Даже без особых травм и потрясений. Ну, с лосем повздорили, ну лисица укусила, чьи-то портянки сожгли, бревно на кого-то упало… Впрочем, вот передо мной бережно хранимая Эрни копия официального дневника. Выбираем из него… правильно, историю с котлетами!

"20 сентября. День десятый. Дневальный Носов. Завтрак. Меню: пюре из рогоза, куропатки тушеные, чай из зверобоя и кислицы с брусникой и морошкой. Группа Власкина ушла на съемку местности. Группа Красавина — сбор растительного сырья. Группа Стоянова — охота. Абрамцис, Авдеев и Саарма — ремонт периметра. Ужин. Меню: овощной суп из сныти, борщевика и ярутки на куропаточьем бульоне с ломтиками рогоза и муравьиными яичками; утка в тесте из смешанной муки; чай из зверобоя с брусникой и морошкой. Переговорил с Ангелом Стояновым. Идея изготовить котлеты из объекта "Ч" ему понравилась. Взялся помогать! Теперь нужно договориться с Нёмой Абрамцисом о "варианте 2".Наиболее сложно: он в другом домике. Но из всех нас только он классно с-т из р.

21 сентября. День одиннадцатый. Дневальный Авдеев. Завтрак. Господи, до чего мне надоело это пюре из корней рогоза! А куропатки — с мой кулак! Если я не сделаю котлеты, похудею вообще! Ангел уже собрал полведра! Кажется, Нёма сегодня будет со мной в паре на периметре. Если эта гадская лисица опять украдет наших уток и куропаток… Витька Власкин со свое группой опять уходят на весь день на съемку. Валерка Красавин клянется, что уж сегодня точно этих зайцев отловит! Где-то там на них суперсилки поставил… И ругает Стоянова, что он их испортил! У самого руки-крюки… Стоянов с Носовым и Петровым — на сбор растений. Воинов и Кароян вернулись с рыбалки. Мама родная! Я таких здоровенных рыбин в жизни не видел! И мелочи много! Отлично: на ужин будет уха!

24 сентября. День четырнадцатый. Дневальный Саарма. Завтрак запишу потом. Ура! Все получилось! Это надо было видеть! Описываю. К 18.00 все группы вернулись в лагерь. Витька Воинов спрашивает:

 — Ну, что у нас на ужин?

 — Вот, в туесках — супчик, типа с рисом, ну с муравьиными яйцами и крапивой, но опять-таки на курином бульоне… Кстати, Валерка, где зайцы?

 — Так, вот они! Пять штук! — тут как все заорут от счастья! — а я продолжаю — А тут, в сковородке под туесовой крышкой — котлеты!

 — Чево?! — это все в один голос!

 — Котлеты, — говорю, — свеженькие, сочные, прожаренные, с корочкой!

 — Эрни! Прекращай издеваться! — И Витька хватает туесок-крышку… Немая сцена!

 — Откуда котлеты?

 — Из леса, вестимо! — (Как тут классика не вспомнить?)

 — Так. Курсант Саарма! Доложите, как положено!

 — Вить, может отложим доклады? Жрать охота! — Это Родик Мастрюкович — наш супертяжеловес из Могилева. — Что, не видишь, котлеты, как котлеты!

 — Ладно, потом, так потом! Но! Эрни! Бери котлету и при нас съешь!

 — Есть съесть котлету, товарищ старшина! — Беру и с аппетитом съедаю! И тут! Кааак все набросятся! Там по пять штук на человека было. Первые две улетели мгновенно. Потом все-таки разлили суп по туескам и уже в охотку с лепешками… Запили компотиком рябиновым.

 — Эрни, скажи, а все-таки из чего котлеты?

 — Скажу… Через час!

 — Почему?!

 — Пока секрет! Потом сами поймете!


………


По прошествии часа. И несмотря на уговоры!

 — Так. Насколько я знаю, брезгливых тут нет? Дело в том, что четыре дня назад я (возможно, как и многие) понял, что котлеты нужны нам, как воздух! А вы помните, что с первых дней учебы я решил попробовать на вкус всех без исключения лабораторных животных. Ну и, стало быть, не ленился изучать ихний состав. Подставлять помощников не буду. Так вот, в течение трех дней мы собирали… Ребята, ну скажите, съедобные были котлеты?

 — Эрни, не тяни!

 — А! Будь, что будет!

Это!

Котлеты!

Из дождевых червей!"


…………………….


На этом прекратим цитирование дневника.

 — Эрни, а что это за сокращение — "он классно с-т из р."

 — Ааа… Нёмка покойный классно стрелял из рогатки!

 — А причем тут рогатка?!

 — Слушай, Магнум, ты вот начал писать эти мемуары… А я и подумал, что все-таки пора эту историю дорассказать до конца. А то уже и многих из тех, кто тогда был в Омской тайге, и в живых нет. Нёмки, Ангела, Толика, Родика… Розыгрыш это был, Магнум, ро-зы-грыш! Нёмка тогда косулю подстрелил! Из рогатки! Вот и все!


(c) Magnum. 2005. Tartu. Estonia. (c) Перевод со скандинавского Волли фон Пеннер. 2005. Tallinn. Estonia

Поделиться
Комментарии