"С помощью задела выдержим пару трудных лет"

- Господин Кивиорг, сегодня в силламяэской управе заседания по вопросам проекта городского бюджета следуют буквально одно за другим. Сильно ли приходится кромсать бюджет города-2009 и от чего в наступившем году наверняка придется отказаться?

- Город должен быть убран, школы, садики, учреждения досуга и культуры должны продолжать работу и т.п. — эти задачи местное самоуправление продолжит выполнять, и на сто процентов могу заверить, что хуже эта повседневная работа делаться не будет. Просто в благоприятные для Силламяэ годы — 2006-2008-м — мы старались достаточно много средств инвестировать в улучшение, совершенствование городской среды. В 2009-м так же много вкладывать в ремонты и реконструкции мы не сможем. Но задел у нас таков, что пару трудных лет выдержим и краснеть за состояние наших объектов не придется.

- А во что именно хотелось бы, но не получится вложить средства?

- К примеру, нам еще много надо бы сделать в здании Центра по интересам "Улей", в спортивном комплексе "Калев"… Но особенность нового года в том, что в Силламяэ начнутся несколько очень крупных проектов, поддержанных большими европейскими деньгами. Речь о ремонте внутренних помещений нашего архитектурного памятника — Центра культуры — и о реконструкции водно-канализационной системы города. Глупо было бы от такой поддержки отказаться, поэтому эти работы мы должны осуществить, средства для своего взноса найти, и это еще одна причина, почему остальные инвестиции нынче будут скромнее. Впрочем, одно направление для инвестиций из городского бюджета в силламяэские объекты в 2009 году будет приоритетным. Это — выполнение требований пожарного и санитарного надзора в детских учреждениях: например, установка противопожарных дверей на путях эвакуации.

- Силламяэ ведь планирует и зарплату работникам бюджетных организаций, несмотря на кризис, поднять…

- Да, в 2009 году планируем увеличить фонды заработной платы во всех бюджетных учреждениях на 4 процента, а педагогам детских садов, музыкальной школы, центра "Улей" — на 8 процентов. 8 процентов — это рост, который установлен государством для педагогов школ, а 4 процента — официально прогнозируемый на текущий год уровень инфляции по Эстонии. В предыдущие годы мы повышали зарплаты муниципальным работникам более высокими темпами, чем росла инфляция.

- Но речь идет именно о "фондах заработной платы", то есть не у каждого педагога детского сада или руководителя кружка она реально вырастет настолько?

- Верное замечание. Автоматического повышения всем не будет. В наших условиях объемы работы у людей меняются, и руководитель каждого учреждения будет решать вопрос зарплаты конкретно по каждому сотруднику. В результате у кого-то реальный доход может уменьшиться, а у кого-то — подняться и более, чем на 4 процента.

- Поддержка, которую силламяэское самоуправление в наступившем году должно получить из государственного бюджета, останется на уровне 2008 года или сократится?

- Предыдущие два года в государственных деньгах, которые выделялись школам за каждого ученика, присутствовал солидный инвестиционный компонент. В 2009 году он сокращен более чем в пять раз. То есть из суммы, получаемой за каждого учащегося, на реконструкцию школьного здания теперь можно потратить гораздо меньше. На треть урезаются государственные субсидии на ремонт дорог. Если в прошлые годы мы получали довольно солидную финансовую поддержку от министерства культуры на ремонт нашего спорткомплекса, то в этом году такой поддержки не получим. Сумма на питание детей в школах не уменьшается, но расходы на питание растут, и нам придется тратить на питание и молоко для школьников дополнительные суммы из местного бюджета. Наконец, мы не знаем точно — будет ли еще государственный бюджет в этом году урезаться?

- А поступления из госбюджета на выплату пособий по бедности — они вырастут?

- Пока можно сказать, что на государственном уровне сумма на пособия не уменьшена и не увеличена. Сколько реально получат местные самоуправления — мы сейчас не знаем. Может сложиться так, что нам скажут: за 2007-2008 годы у вас накопился остаток этих средств, вот их и расходуйте, а увеличения поступлений не ждите. Во всяком случае, с точки зрения министерства финансов, такая рекомендация была бы оправданна… Остаток у нас (да и у других самоуправлений) действительно есть, но, по закону, города и волости могут расходовать его на другие социальные программы. Что ж, значит, придется эти программы сократить и направить деньги тем, кто находится за чертой бедности. Но должен отметить, что это мы говорим о государственных деньгах, а у Силламяэ есть социальные статьи и в собственном бюджете, и в этом году мы планируем их рост.

- Чаще ли в условиях кризиса просители, приходящие в силламяэскую мэрию за различной социальной помощью, будут слышать отказ?

- Я бы сказал так: прежде всего, изменится (да и уже меняется) социальный состав тех, кто стучится в наши двери. Пенсионеры все-таки имеют постоянный доход, и их пенсия должна вырасти, поэтому пенсионеров к нам приходит все меньше. Зато сейчас на 50 человек в месяц прибывает полку безработных. На 31 декабря, в Силламяэ работы не имели официально 600 человек. Для сравнения: в 2000 году безработных в городе было 1300, а в экономически благоприятные годы — до 400.

Безработица продолжает расти, и положение нехорошее. В этих условиях клиентами нашей социальной службы станет больше молодых людей. Стараемся помочь всем. С голоду никто не умрет. Но, конечно, и в достатке безработные жить не будут.

"Проблем образца 90-х не будет"

- У вас нет внутреннего страха, что реальность для Силламяэ может оказаться хуже даже самых осторожных бюджетных прогнозов?

- Первый проект городского бюджета мы представили горсобранию к 1 декабря, основываясь еще на сентябрьских экономических прогнозах минфина и Банка Эстонии. Сейчас горуправа Силламяэ предлагает депутатам откорректированный проект: в нем поступления подоходного налога с частного лица — главный источник доходов местной казны — сокращены на 8 процентов. Конечно, в доходной части есть и другие статьи — госдотация, евроденьги и т.п., поэтому общий объем бюджета не уменьшится.

Мы не первый год подходим к бюджету города очень осторожно и консервативно. Сохраняем по итогам года определенный остаток средств и переносим их на следующий год. В 2009 году наряду с предусмотренным законом резервным фондом создаем еще т.н. стабилизационный фонд. Особенностью нынешнего бюджетного года станет и то, что местные учреждения не смогут израсходовать все выделенные им суммы в первые же месяцы: пройдет полгода, картина станет более-менее ясной, тогда и можно будет позволить себе что-то купить или отремонтировать.

- Как дела у силламяэских предприятий?

- Слава Богу, что последние полтора десятилетия Силламяэ — уже не монофункциональный город, зависимый от одного "Силмета". Сегодня вторым по числу занятых, после самого города (в муниципальных учреждениях работают 800 человек), является "Ээсти Пылевкиви". Поэтому многое в жизни Силламяэ зависит от того, как пойдут дела в сланцедобыче и энергетике. Понятно, что потребление редких и редкоземельных металлов падает, но это не означает, что "Силмет" закроется. В 2009 году должен запуститься в полном объеме новый терминал в порту — "ВСТ". У самого порта появился новый бизнес — перевалка автомобилей. 20 тысяч машин в порту — это надо видеть!.. Очень трудно становится строителям. В последних конкурсах госпоставок у нас было более десяти участников: городу это, конечно, выгодно, но, с другой стороны, показывает, что строителям работы не хватает. Обобщая, можно сказать, что "пика" экономических трудностей мы ждем в сентябре-октябре. А также то, что ситуация в Силламяэ не может развиваться изолированно от ситуации в остальном Ида-Вирумаа.

- Вы возглавляете Силламяэ уже десять лет…

- Точнее сказать, 1 января исполнилось девять. Таких, как я, "динозавров" во главе одного и того же самоуправления в Ида-Вирумаа немного.

- За эти годы были более трудные периоды или 2009-й год судит самые большие сложности?

- Когда я стал мэром Силламяэ, то мы решали такую проблему, как долг города перед государством. Он возник оттого, что в 90-е годы, в условиях неплатежеспособности населения, нужны были деньги, чтобы заплатить ТЭЦ за отопление. Ясно, что сегодня таких проблем уже не будет. Уверен, что мы не достигнем и уровня безработицы тех лет. Когда говорят, что жизнь в Силламяэ становится все хуже, это неправильно. Да, отдельный человек может и в годы процветания попасть в беду. Но в целом уровень жизни в городе за это десятилетие вырос. Вот хотя бы показатель: в Силламяэ сегодня есть проблема с парковками — значит есть и что парковать.

"Не надо думать, что решения принимаются без споров"

- Господин Кивиорг, вас иногда называют "человеком Вяхи" во главе города. Как вы к этому относитесь?

- Меня называли и "Кивимурдом" (Вальдек Мурд был предыдущим председателем силламяэского собрания. — прим.авт.)… Что касается Вяхи, то с этим можно и согласиться, и не согласиться. Я же пришел в мэрию из "Силмет Групп", где был руководителем одной из дочерних структур — "Силмет Киннисвара". Всегда чувствовал поддержку со стороны Вяхи и ценю ее. Мы знакомы более 20-ти лет, и мне приятно, что являемся если не друзьями, то хорошими приятелями. У города с портом и "Силмет Групп" сложились очень корректные и не отягощенные бюрократичностью отношения. Но, с другой стороны, разве тот же "Ээсти Пылевкиви" для нас худший партнер? С прежним руководителем разреза "Нарва" Вийрлайдом у нас был очень хороший контакт. Правда, с Йыги (руководитель "ЭП". — прим.авт.) я лично не знаком…

- Почему? Конфликт?

- Абсолютно нет, просто так сложилось. Как вообще складываются взаимоотношения предприятия и самоуправления? Раньше модно было ходить и просить друг друга: помогите, помогите… Сейчас просительства все меньше. Самоуправление должно стоять за интересы всего города, и для этого используются механизмы планировок, оценок влияния на окружающую среду. Иногда они вызывают острые споры.

- Было такое, что город пошел навстречу порту в ущерб своим интересам или интересам кого-то из горожан?

- Категорически нет.

- Но ведь в том, что порт появился, заслуга города есть?

- Если бы город был против, то и порта бы не было. Споры вокруг создания силламяэского порта были, и доходили чуть ли не до судов. Спорили о том, на правильных ли исследованиях было основано разрешение на строительство, искали процедурные ошибки. Это делали люди, которые не работали и не жили в городе. Слава Богу, что в самом Силламяэ наши фракции не противостояли этому проекту. Вообще, сегодня я еще не готов до конца раскрыть всю подоплеку. Есть у меня папка с документами, которые, может быть, когда-нибудь пригодятся для написания мемуаров.

- Вы входите в управленческий класс уже более 30-ти лет. Какое место в вашей биографии занимает Силламяэ?

- Когда я в 1989-1992 годах работал в уездной управе, то часто бывал здесь. В том числе в составе правительственной комиссии, искавшей в конце 80-х годов причины знаменитой алопеции — выпадения волос у детей… Я достаточно часто менял места работы — через три-пять лет, но из более чем сорока лет стажа самый большой "кусок" у меня приходится именно на Силламяэ, включая работу в "Силмет Групп".

- Почему вы уже девять лет не меняете работу мэра на что-то другое?

- Интересный вопрос. Силламяэсцы — такой народ, который к человеку долго присматривается, но когда признает его своим, то защищает, даже если человек плохо работает (смеется). Если чувствуется такая поддержка — это надо ценить. С другой стороны, надо честно признать, что с каждым прожитым годом количество возможных предложений о новой работе у человека обычно сокращается. Результат этих девяти лет: нам удалось стабилизировать политическую обстановку в городе. Политические "флаги" у нас не подняты так высоко, как это было раньше, и вместо этого мы обсуждаем конкретные дела и проблемы.

- Но в какой мере при этом в Силламяэ учитывается мнение оппозиции? На сессиях горсобрания, например, борьбы между оппозицией и коалицией практически не видно. Все решается до заседания?

- Мнение оппозиции нельзя игнорировать, но когда это мнение конструктивное. Если, например, обсуждается годовой отчет и полумиллиардный баланс города, то мы вправе ждать серьезных оценок — росли или сокращались фонды города. А можем услышать: "Вот тут у нас по одному счету на 800 крон есть вопрос…" Или предложения: "давайте снизим зарплату руководства города и раздадим деньги пенсионерам". Это же неконструктивно. Это то же самое, что говорить: "нынешняя власть — дураки, вот когда мы придем к власти — всем станет хорошо". Не будет так. Лучше уж оппозиции просто молча голосовать против.

Не надо думать, что решения в Силламяэ принимаются без споров. Мы много спорим, прежде всего, в рядах самой горуправы, с председателями депутатских комиссий, руководителями городских учреждений. И неоднократно в таких спорах я оставался в меньшинстве. У меня есть свои взгляды, но если командное решение другое, если мои взгляды противоречат общественному мнению в городе и не могут быть сейчас реализованы, значит, я не стану продвигать их в жизнь.

- А что, например, вы бы хотели сделать, но не смогли отстоять?

- Рано об этом говорить. В мемуарах расскажу.

- 2009-й — год местных выборов. Ваши предвыборные планы?

- В депутаты горсобрания баллотироваться буду. Но большего пока не скажу.

Поделиться
Комментарии