Об этом заявил группе эстонских журналистов, побывавших в Усть-Луге в канун Нового года, директор ОАО «Компания Усть-Луга» по внешним связям Игорь Павловский.

- Грузы пойдут к вам от нас, а не от вас к нам, у нас возникнет интерес в строительстве моста, и мы, наконец-то, сдвинем с места этот вопрос, - так обрисовал он перспективы.

Для этого Усть-Луга имеет амбиции стать не просто крупнейшим портом на Балтике, но и т.н. хабом - местом перегрузки товаров, куда они приходят крупными партиями и дальше расходятся более мелкими. В том числе и в направлении Эстонии.

- Например, раньше 1,2 миллиона автомобилей возили в Финляндию. Из них 200 тысяч оставались на финском рынке, а миллион уходил в Россию. Проще крупную партию сразу привезти сюда, и уже отсюда развозить в приграничные страны, - пояснил Павловский.
Иными словами, посредством усть-лужского порта Россия хочет не просто уменьшить свою зависимость от стран-транзитеров, но и увеличить собственную значимость как транзитного коридора.

«Точка невозврата» пройдена
По планам, порт Усть-Луга в 2018 году должен достичь годового уровня перевалки грузов в размере 180 миллионов тонн. В 2010-м этот показатель был около 12 миллионов и в строй не ввели ни одного нового терминала. Однако уже в следующем году, по словам Павловского, ожидается рывок вперед: к имеющимся шести терминалам прибавятся еще три - два нефтеналивных и контейнерный, и грузооборот возрастет, минимум, вдвое, а когда нефтетерминалы достигнут проектной мощности, то только они вместе дадут 68 миллионов тонн. Усть-Луга также сумела стать воротами для ввоза автомобилей в Россию. В 2009 году здесь приняли 17 тысяч, а в 2010-м - более 60 тысяч новых машин. Здесь развивается паромное сообщение с Калининградом, в начавшемся году стартуют паромы на Германию, а возможно, что к ним прибавится и паромная линия Усть-Луга-Котка, - во всяком случае, финские паромы здешнюю гавань уже протестировали. После 2011 года инвесторы запустят в Усть-Луге еще ряд терминалов, в том числе минеральных удобрений, сжиженного газа и металлургический, так что, по планам, через семь лет терминалов здесь должно быть уже 19.
- Показатель 180 миллионов тонн может быть достигнут и не в восемнадцатом году, а, скажем, в двадцатом. Мы говорим об этом очень аккуратно, поскольку речь идет все-таки о первом в современной России опыте строительства порта. Но специалисты в один голос говорят: более 120 миллионов будет точно, - Павловский уверен, что Усть-Луге, которую несколько раз уже пытались построить и открыть в период 1992-98 годов, сейчас перспектива заглохнуть не грозит. Экономическая «точка невозврата» пройдена несколько лет назад.

Инвестиции в усть-лужский порт поистине огромны. К началу прошлого года это было 58 миллиардов рублей, за год к ним прибавилось еще 34 миллиарда, итого - почти половина годового бюджета целой Эстонии. Когда корреспондент «ИП» спросил Игоря Павловского - что он ответит тем, кто скажет, что в Силламяэ сумели построить порт за меньшую сумму, - руководитель выразил уверенность, что усть-лужские инвестиции были эффективными:
- У нас больше терминалов, считая те, что находятся в стадии высокой готовности, больше грузооборот, в том числе с учетом его перспективы. И, хоть это смелое сравнение, Усть-Лугу, как и Петербург, строили на пустом месте в болоте, то есть первоначальные затраты здесь были больше, чем в Силламяэ. Но, в конце концов, это воля государства и наше право - развивать то, что нам интересно и выгодно, что будет приносить нам независимость.
Порт начинался как частно-государственное партнерство, сегодня на каждый государственный рубль здесь приходится уже шесть-семь частных и в дальнейшем частный вклад будет только увеличиваться, поскольку бизнес уже не надо «заставлять» идти сюда, он сам стремится в Усть-Лугу, заверил Павловский.

«Здесь будет город заложен…»
Сравнение с Петербургом звучало в ходе этого пресс-тура не раз. И когда хозяева говорили о конкурентных преимуществах усть-лужской гавани перед задыхающимся в тисках мегаполиса портом Северной столицы. И когда углублялись в историю… Район впадения реки Луга в Финский залив присматривал как «окно к морю» еще Иван Грозный во время Ливонской войны. Делал здесь промеры глубин и Петр Первый. Правда, мнение о том, что Усть-Луга, а не «усть-Нева», могла стать местом будущей столицы, историк по образованию Игорь Павловский назвал домыслами. Но историческими фактами остаются еще несколько попыток строить именно в этом месте морскую гавань. В 30-е годы здесь создавалась одна из основных баз Балтийского флота, в том числе место для базирования всех советских линкоров. А в начале 70-х проектировщики дали рекомендации по строительству усть-лужского порта, которые… положили под сукно, потому что во имя усиления прослойки рабочего класса в Эстонии руководители страны решили вложить несколько миллиардов долларов в новый таллиннский порт Мууга. 

Сегодня на месте поселка Усть-Луга, начинается возведение города портовиков на 34,5 тысячи жителей. Первые четыре дома должны быть сданы уже в 2011 году. Город станет одним, как теперь модно говорить, из кластеров комплексного развития усть-лужской территории, вместе с собственно портом, складским логистическим центром, промышленной зоной; также здесь планируются отели для туристов и даже агропромышленный комплекс. Кормить себя Усть-Луга собирается сама. Словом, если «планов громадье» лет через десять воплотится в явь, здесь не просто закипит (тут и сейчас заняты несколько тысяч человек), но станет постоянной, пустит корни новая местная жизнь. 

- Первый квартал нового города назовем «Лаукан-ранта», что по-ижорски значит «Лужский берег», - представитель порта пообещал, что и далее в топонимике сохранят местные финно-угорские традиции. Сегодня носителей малых финно-угорских языков в этих краях осталось несколько десятков.

Порт, конечно, повлиял на уклад местных жителей, на экологию, но гибельным это влияние назвать нельзя, подчеркнул Павловский. Тех, кто считает, что порт вообще не нужен, практически нет, но люди зачастую хотят, чтобы события развивались по сценарию «сначала нам квартиру с удобствами, а потом стройте порт» или «пусть ваши машины здесь не ездят», а ведь ни то, ни другое невозможно по экономической логике, отметил он.
- Наши главные проблемы сейчас - это неравномерность развития, отставание инфраструктуры, в первую очередь автодорог, нехватка кадров и отсутствие опыта строительства портов, - сказал Павловский, отметив, что в 2011 году должна начаться реконструкция Таллиннского шоссе (иначе с вводом контейнерного терминала оно встанет), и в 2012-м вся эта трасса должна стать шире.

Усть-Луга и Эстония
К идее хозяев силламяэского порта об открытии паромного треугольника Силламяэ-Усть-Луга-Финляндия в новом российском порту относятся сдержанно. По словам Игоря Павловского, в основе такого паромного движения должны лежать надежные, прогнозируемые грузопотоки, которые для Усть-Луги интересны. Если цель такого парома - просто миновать пробку на границе, то что делать Усть-Луге, если пробка вдруг исчезнет и место для грузовиков, приходящих паромом из Эстонии, на терминале останется пустым? Если же в Силламяэ хотят получать более крупные партии грузов, а дальше, в Усть-Лугу, переправлять их более мелкими судами, то в чем тут выгода последней?

В целом, даже при бурном успешном развитии усть-лужской гавани, некоторые российские грузы в прибалтийских портах все равно останутся, полагает Павловский. Это касается части «нефтянки», удобрений, особенно там, где терминалы принадлежат российским инвесторам и тем невыгодно их бросать.

- Метанол мы не сможем забрать из Силламяэ, потому что у нас очень жесткие экологические установки. «Еврохим» говорил, что они пытались построить метаноловый терминал здесь, но по ряду причин оказалось проще построить его в Силламяэ, - заметил представитель руководства усть-лужского порта.

Естественен вопрос о том, может ли Усть-Луга помочь живущим в Эстонии российским соотечественникам, в первую очередь работой. Игорь Павловский сказал, что программы помощи и даже переселения были, но кризис заставил заморозить их и сосредоточиться на обеспечении работой местных жителей, однако сейчас порт готов «очень аккуратно» вернуться к рассмотрению идеи о привлечении рабсилы из ближнего порубежья, поскольку есть ощущение, что кадров из Ленобласти и Питера не хватит. 

Участвовавший в поездке председатель нарвского собрания Михаил Стальнухин добавил, что с администрацией усть-лужского порта начинается обсуждение трех направлений сотрудничества - возможная аренда рабочей силы из Нарвы, позволяющая платить налоги не в России, а в Эстонии, передача порту сведений о нарвских строительных фирмах и готовность предоставить участок в нарвском промпарке, если из Усть-Луги начнется движение грузов не только на Восток, но и на Запад.

Поделиться
Комментарии