Портал Delfi совместно со Спектр.Press продолжает публикацию цикла репортажей "Осколки" — о том, как выглядит повседневная жизнь на непризнанных территориях бывшего СССР — в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Донецкой и Луганской областях Украины. Третья статья цикла посвящена Донбассу. О том, как живет Абхазия, можно прочесть здесь и здесь.
Кроме того, в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии нигде не проживает больше 250 тысяч человек, а на территории Донбасса, контролируемой пророссийскими образованиями, немногим менее 3 миллионов человек. И там уже два с половиной года идет война, и каждый день гибнут люди. На 30% территории Донбасса расположились два квазигосударственных образования, между которыми существует реальная таможенная граница. При этом там образовался свой особый ни на что не похожий уклад жизни, который внимательно изучал "Спектра" в Донецке Михаил Скорик.
Отпуск в Одессе

Фото: Спектр.Press
"Я очень прилично зарабатываю, старые клиенты не забывают, простоя практически нет. Считала траты свои в месяц — получается 15000 рублей! (240 EUR) Пять тысяч (80 EUR) плачу за аренду квартиры, остальное на еду. В этом году даже отдохнуть съездила — старая клиентка на море в Одессу пригласила, у нее 6 дней квартира простаивала, и я там от всей этой войны отдохнула!" — рассказывает мне за стрижкой мой довоенный парикмахер. Мы не виделись с 2014-го, много воды утекло с тех пор.
В этом монологе вся жизнь Донецка в одной картинке. В Одессу Татьяна ездила "при деньгах". У нее были две заначки: 2000 гривен (70 EUR) и сто долларов. Гривны она потратила на дорогу и разные непредвиденные военные обстоятельства. Проезд через блокпосты до Красноармейска — 250 гривен (10 EUR). Потом каким-то автобусом до Константиновки — 50 гривен (2 EUR). Оттуда на плацкарте к морю — еще 200 гривен (7 EUR). А в Одессе тратилась только на еду, разменяв заветные 100 долларов. Эта неделя отпуска — первая за два с половиной года войны.
Таня с раздражением вспоминает свои траты до войны: "На ремонт дома потратила 10 000 долларов! Сколько бы я на них сейчас жила!". В дом в конце августа 2014–го прилетел снаряд. "Мы в подвале сидели, выскочили с мужчиной моим, а на кухне две собаки и две кошки мои по углам забились и все загажено! Я смотрю, как быстро и качественно мои звери засрали мою кухню, и думаю: "Как же я это вымою? А Володя мой сзади спрашивает: ‘Водка есть?!’. Выпили сразу по стакану, и пошли на улицу разгребаться. Машину его только пылью и обломками чуть засыпало. Окна в доме вынесло, но я за эти годы два стеклопакета поставила, а остальные до лучших времен ДСП забили аккуратно. Вполне можно жить, друзья с Азотного при обстрелах ко мне переезжают. Сама вот только жить не могу там — квартиру снимаю".
Заправлять бак «до полного» или по 10‑15 литров? Ответ вас удивит
Новые маски убивают 99,9% бактерий и вирусов за час: подробно
Немецкий врач озвучил сенсационную версию о причинах пандемии
Родила 10-х, а выглядит как топ-модель: секрет жены Хадарцева