Около закрытых дверей Йыхвиского концертного дома, куда мы прибыли в 10 часов утра, собралось более ста пятидесяти молодых талантов, жаждущих попасть в телевизионное шоу. Организаторы отборочного тура не спешили открывать двери, решив, видимо, что участникам не помешает взбодриться, постояв на ледяном ветру в пятиградусный мороз. Несмотря на это, пришедшие не теряли бодрости духа: одни разучивали что-то по нотам, другие пели хором, пытаясь перекричать друг друга, третьи жевали бутерброды. Вокруг метались операторы с камерами, в надежде поймать лучший кадр. Опоздавшие на полчаса организаторы конкурса впустили слегка подмороженных "звезд" в фойе Концертного дома — шоу началось.

Щас спою!

Атмосфера напоминала вступительные экзамены в университет. В просторном фойе толпы участников с персональными номерами на груди коротали время, как только могли. В основном пели песни — а капелла и под гитару. Возле солистов и солисток суетились мамы, папы и бабушки, пришедшие поддержать юные дарования. Голоса будущих звезд раздавались отовсюду, причем самые разные: тоскливо-писклявые, звонкие и радостные, сильные и не очень. "Голубой вагон бежит ка-ча-ет-ся…" — доносилось пение из женской уборной.

Напряжение возросло, когда перед участниками появилась редактор шоу Аннели Лепп и объявила о начале первого прослушивания. Сразу объясню технологию этого процесса: в комнате со стеклянными дверями сидит жюри. Оно оценивает участников, которым по условиям конкурса должно быть от 15 до 30 лет, прямо на глазах их родителей и друзей. Звездное жюри, которое мы увидим на телеэкране, к первому этапу прослушивания не имеет никакого отношения. На нем работники TV3 лишь отбраковывают тех конкурсантов, по ушам которых потоптался медведь, чтобы не допустить их на съемки телешоу. Этот этап прошли почти все участники, получив при этом карточки с приглашением на более сложное испытание — прослушивание перед телекамерами.

Желтый диплом — путевка в столицу

В помещение, где и проходил основной кастинг, не пускали никого, кроме участников. Даже нас впустили туда ненадолго, строго-настрого приказав сидеть тихо, не шуршать бумажками и выключить мобильные телефоны.

Комната за огромной черной дверью была напичкана телекамерами, софитами и микрофонами. Именно здесь проходил основной экзамен — выступление перед "звездным" жюри. В его состав вошли три эксперта — главный редактор Radio 2 Хейди Пурга, музыкант и композитор Рейн Раннап и критик Михкель Рауд. Все желающие "зазвездить" должны были исполнить перед ними песню на любом языке без музыкального сопровождения. Поскольку проект выходит в эфир эстонского телеканала, все кандидаты должны были представиться и объявить свою песню на государственном языке. Для молодежи из Ида-Вирумаа это оказалось страшным испытанием — чтобы жюри не начало задавать лишних вопросов, участники стрелой влетали в зал, и, выпалив заученное "Мину ними он…", моментально начинали петь. Хотя каждые пять минут перед жюри возникала новая "звезда" с трясущимися коленками, желтые дипломы — уведомления о том, что участник прошел кастинг и его ждут в Таллинне на проекте "Эстония ищет суперзвезду", выдавались с периодичностью раз в полтора часа.

Из всей массы собравшихся на кастинг сложно было выделить кого-то с действительно оригинальным вокалом. Участники не сильно стремились отличиться друг от друга — многие девушки заунывно тянули песню Селин Дион из "Титаника" и Уитни Хьюстон из "Телохранителя".

Когда перед жюри, закрыв глаза и скрестив на груди руки, очередная худенькая девушка тонким голоском третий раз за день жалобно завыла: "Ай вилл олвейс лов юююю", Хейди Пурга не выдержала и попросила спеть что-то новенькое и веселое. Девушка заметно растерялась и сказала, что именно эту песню они долго готовили со своей учительницей по музыке и другую сейчас исполнить она не может. "Передай ей, что она плохая учительница", — заверил девушку Михкель Рауд.

Попсянка, сэр!

Отказывало жюри не только "звездочкам", поющим на одной ноте, но и талантливым участникам с прекрасным голосом и слухом. Так, девушку, великолепно исполнившую отрывок из оперы "Кармен", жюри с удовольствием дослушало до конца. "К сожалению, вы не подходите под формат нашего конкурса. Замечательно поете, продолжайте в том же духе и обязательно поступайте в консерваторию", — сказал ей Рейн Раннап. Почему-то не взяли во второй тур и обладающую хорошим джазовым голосом Ангелину, исполнявшую на украинском языке песню "Ричка". "Искры нет", — сказал Михкель Рауд. Отказ получила и девушка, представившаяся Ольгой Елочкиной и исполнившая народную песню. "Голос замечательный, но не для нашего проекта", — вынес приговор Рейн Раннап.

Жюри объяснило, что ищут они эстрадную суперзвезду — песни должны быть попсовые, ведь мы пришли "не на кастинг в оперный театр". Желтые дипломы раздавались энергичным, славно поющим эстрадные песни миловидным парням и девушкам. Так, например, паренек, душевно исполнивший песню Элтона Джона, настолько раскованно вел себя на сцене, что сразу же удостоился одобрения жюри.

Этот телепроект — часть шоу-бизнеса, а в нем свои законы, порой непонятные несведущим людям. Удивительно, но единогласным решением жюри желтый диплом получил Александр Новоселов. Паренек настолько хорошо исполнил композицию в стиле "Бит Бокс", имитируя при помощи рта различные музыкальные инструменты, что жюри закрыло глаза на свое главное требование — попсовость композиции.

Одни песни трогают душу, другие — уши

Далеко не всем удалось допеть хотя бы один куплет. Конечно, это обидно — преодолеть большое расстояние и быть прерванным после пятнадцати секунд исполнения, ведь многие участники приехали из Раквере и Нарвы. Члены жюри говорят, что понять, действительно ли человек хорошо поет, можно уже на десятой секунде исполнения. Поэтому приговор для многих был быстр и краток: "Спасибо, к сожалению, вы нам не подходите". Непризнанных гениев среди прослушиваемых была, пожалуй, половина. Например, тараща глазки, на сцену вышла барышня и забабахала пару строчек, фальшивя так, что у жюри сморщились лица. Попросив ее остановиться, Хейди Пурга поинтересовалась, почему она пришла на этот конкурс. "Не могу себя представить без сцены!" — закатив глазки, трогательным голоском ответила девушка. "Зато сцена без вас очень даже может себя представить", — иронизируя, прошептал Рейн Раннап.

Молодой человек, строитель по профессии, с порога заявил, что поет в нескольких ночных клубах. Он начал совершенно отвратительно выкрикивать куплеты эстонской народной песни, от этих звуков сморщился даже оператор. Затем на сцену вышла симпатичная, празднично одетая Екатерина, очень старавшаяся, но не попадавшая в ноты. "Я так люблю, когда люди так же красиво, как и вы, одеваются на кастинг, но вы нам не подходите", — сообщила ей Хейди Пурга.

Искусственные звезды

Отборочный тур подошел к концу в семь часов вечера. Заветный желтый диплом получили только десять человек. Остальные участники уходили с недовольными лицами, в полной уверенности, что жюри не в силах разглядеть их талант и красоту.

Я зашла в туалет, где у зеркала ревела девочка, которая на кастинге волновалась больше всех, именно поэтому голос ее сильно дрожал перед жюри: выступление не получилось. "Они нечестно оценивают, им совершенно не нужен мой голос", — всхлипывала, несостоявшаяся "суперзвезда".

Спросить, так ли это на самом деле, мне удалось у одного из членов жюри Рейна Раннапа в самом конце отборочного тура:

- Как я поняла, вы смотрите не только на вокальные данные участников?

- Конечно же, мы выбираем участников по их вокальным данным, но еще смотрим и на внешность, умение вести себя на сцене. "Эстония ищет суперзвезду" — телевизионное шоу, а ведь всем хочется видеть по телевизору красивых и ярких ребят. Но это не значит, что мы отбираем только красавцев. Вокал, улыбка, взгляд, артистизм — это важно!

- Кастинг уже заканчивается, каково впечатление от йыхвиских талантов?

- Петь умеют почти все. С другой стороны, я так и не увидел человека, которого мог бы назвать суперзвездой, но по первому отборочному туру судить еще рано. Участники молоды, не уверены в себе и очень волнуются. В следующих турах нашего шоу их таланты раскроют профессионалы, которые будут работать над их вокалом, стилем и танцем. Так, например, победительница прошлого года Биргит Ыйгемеэль на первом кастинге была как серая мышка, а в ходе проекта стала настоящей Суперзвездой. Ее сингл "Kas tead, mida tähendab" был успешно распродан в короткие сроки, а в конце января будет выпущен в продажу ее сольный диск.

Для участия во втором туре "звездного" шоу со всей Эстонии будет отобрано около ста человек. Именно они будут бороться за звание суперзвезды. С победителем заключат контракт, запишут сольный альбом и сделают из него звезду. Пополнятся ряды искусственно зажженных "звезд", которые вспыхивают в подобных телешоу во всех странах мира. Одна беда — уж слишком быстро они гаснут.

Организаторы TV3 ставят задачу — найти среди тысяч людей действительно талантливого человека и помочь ему выйти на большую сцену. Удастся ли попытка сократить путь к популярности и насколько и кому пригодится такая путевка на "звездный небосклон", мы увидим совсем скоро. Телевизионщики отснимут, порежут, смонтируют все отборочные туры, сделают из них красочное шоу и будут показывать на канале TV3 — каждое воскресенье, с февраля по июнь.

Поделиться
Комментарии