"Открытые источники" найти не удалось

В понедельник в программе Reporter на Kanal2 был показан сюжет под названием "Прежний регистр наказаний апрельских хулиганов — как плутовской роман". Перечисление прежних грехов людей, так и ли иначе связанных с "Ночным Дозором", предварялось следующей фразой: "Кто же она, бесчинствовавшая апрельской ночью в Таллинне компания?"

На фоне мастерски подобранного видео- и аудиоряда, сопровождающегося гнетущей, пугающей музыкой, в сюжете рассказывалось о том, что проходящие в связи с апрельскими событиями по разным делам лица, в том числе участники "процесса четырех" Рева и Линтер, так или иначе нечисты перед законом. Чаще всего упоминалось нарушение правил дорожного движения, однако говорится и о воровстве и налоговых преступлениях (см. Стенограмму).

Поскольку авторы сюжета утверждали, что вся информация получена ими из открытых источников, "Вести" также попытались получить подобную информацию в Регистре наказаний и Регистре судебных решений. Однако в публичном доступе не удалось найти ни одного дела, о котором упоминает в своем сюжете передача Reporter (см. Справку)

Мы связались с редактором передачи Антти Ооло и попросили его указать эти открытые источники, о существовании которых нам, возможно, не было известно. Ооло сказал: "Вся информация получена из Интернета". На просьбу уточнить, откуда именно, редактор ответил, что из Регистра судебных решений, однако быстро спохватился, спросив, с какой стати он должен раскрывать свои источники.

Встреча на нейтральной территории

Один из активистов "Ночного дозора" Лариса Нещадимова считает, что якобы компрометирующие ее товарищей материалы появились у журналистов далеко не случайно. По словам Нещадимовой, в конце минувшей недели она была приглашена на встречу с сотрудником Полиции безопасности, причем встреча эта происходила не в конторе КаПо на Тоомпуйестеэ, а на "нейтральной территории".

По утверждению Нещадимовой, ее собеседник был проинформирован о намерении "дозорных" в ближайшие выходные провести на латвийско-эстонской границе встречу с латвийскими антифашистами.

"Мне сообщили, что на этой встрече запланировано присутствие журналистов, и посоветовали отказаться от участия в мероприятии, — описала она ход разговора. — Если же "дозорные" все же поедут на встречу, сказали мне, Полиция безопасности обнародует компрометирующие нас данные".

По словам Нещадимовой, большая часть приведенных в сюжете Reporter фактов — преувеличение или просто вымысел, а поведение спецслужбы можно трактовать как попытку давления, если не откровенный шантаж. Пресс-секретарь КаПо Ирина Миксон сообщила нам, что представители ее ведомства действительно встречались и будут встречаться с представителями "Ночного дозора".

"Однако что касается шантажа или попыток надавить на наших собеседников — то это совершенно исключено", — отметила Миксон.

Нарушение закона и давление на суд

"Мне жаль журналистов, которые соглашаются публиковать подобные материалы во время судебного процесса над "героями" своих репортажей, не думая о том, что это может трактоваться как давление на суд", — сказал нам адвокат Дмитрия Линтера Леонид Оловянишников, отметив, что сам он не намерен акцентировать внимание на подобных происшествиях.

Правозащитник Сергей Середенко усматривает в данной ситуации нарушение Закона о защите личных данных и готовит запрос в Инспекцию по защите личных данных. На основании полученного из Инспекции ответа он будет рассматривать возможность подготовки соответствующего иска.

Стенограмма

Согласно публично доступным данным, один из лидеров "Ночного дозора" Максим Рева — обычный магазинный вор. В 2004 году он украл в Таллинне в магазине "Мустакиви" пять пачек кошачьего корма Kitekat и бутылку шампуня на общую сумму в 105 крон. В прошлом году, непосредственно перед апрельскими событиями, Рева попался в магазине Humana на улице Викерлазе на воровстве кофты и двух блузок — на сумму 195 крон. За первую кражу Реве был назначен штраф 360 крон, он до сих пор не уплачен. Штраф за вторую кражу был немного больше — 600 крон, его Рева заплатил.

Дмитрий Линтер накануне апрельских событий дал на Тынисмяги интервью российскому телеканалу. Он утверждал, что Эстония находится на пороге гражданской войны и уже через несколько дней это государство будет совсем другим. Линтера полиция неоднократно наказывала за нарушения общественного порядка и правил дорожного движения.

Андрей Ачкасов был наказан тремя годами лишения свободы условно за кражу в крупном размере. Ачкасов запечатлен во время апрельских событий на видео, когда разбивал камнями стекла.

На Юрия Журавлева в прокуратуре сейчас ведется уголовное дело о неуплате налогов в крупном размере — утверждается, что Журавлев скрыл от государства 33 миллиона крон налога с оборота. По данным полиции, Журавлева использовали как "танкиста", который обналичивал переведенные на его счет "грязные" деньги.

Сергей Шелепов занимается нелегальным автомобильным топливом. Ввезенный из России под видом печного топлива дизель он использует для своего автомобиля. Таможенно-налоговый департамент возбудил по этому поводу дело о проступке.

Светлана Кунгурова была в 2006 году наказана за нанесение ущерба чужому имуществу штрафом в размере 600 крон. Сейчас полиция расследует обстоятельства автомобильной аварии, когда Кунгурова скрылась с места происшествия.

Кристина Степанова — тоже воровка. Работая в одном магазине, она воровала там все, что плохо лежало — продукты питания, лаки для волос, бальзамы, дезодоранты, женские гигиенические принадлежности и многое другое.

Александр Коробов был наказан за повреждение таможенного ограждения. Кроме того, он постоянно превышал скорость, в т.ч. более чем на 40 км/ч.

Андрей Андронов — очередной дорожный хулиган, у которого из-за нарушений были даже отобраны права. Несмотря на это, он снова сел за руль, но быстро попался. В ноябре прошлого года за езду без водительских прав Андронов был на семь дней посажен в арестный дом. А в 2003 году Андронов проколол своему соседу все четыре колеса".

Справка

В законе о Регистре наказаний сказано, что доступ к содержащейся в нем информации может получить собственно лицо, о котором там имеются записи, а также органы правопорядка и суд. Таким образом, этот регистр для общественности является закрытым. Отмечается также, что тайну обязаны хранить и люди, так или иначе связанные с пополнением Регистра. Другая база данных, Регистр судебных решений, доступна в Интернете. Указано, впрочем, что в открытом доступе находятся лишь те решения, в отношении которых не имеется ограничений на огласку.

Поделиться
Комментарии